Социально невостребованная деятельность

не может быть экономически эффективной. Границы социума-потребителя не могут выходить за рамки макроэкономической системы, в которую включается рассматриваемая территория, так как без этой взаимосвязи начинаются изменения окружающей среды, которые социум неизбежно воспримет как негативные. Как сделать население соучастником, а не оппонентом новых проектов развития территории? Единственно правильная тактика – вовлечение людей в процесс развития путём объяснения местным жителям их роли в намечаемых преобразованиях. К ним необходимо обращаться как можно раньше – ещё на стадии обсуждения ИДЕИ развития. Тогда и концепция, и маркетинговая стратегия развития становятся не отвлечёнными документами, а программами жизни на территории.

Только после изучения лояльности

проектам стратегического развития территорий производителей и потребителей продуктов/услуг, производимых/предоставляемых на территории, становится понятно,

• какую градостроительную и проектную документацию и на какой срок нужно разрабатывать, чтобы обеспечить жизнеспособность новых объектов и функционально-планировочных структур на территории;

• какие дополнительные виды деятельности, кроме ведущей, могут и должны развиваться на территории на конкретном этапе её развития.

Эффективность развития определяется

не только и не столько денежной выгодой от вложенных средств, сколько жизнеспособностью создаваемых с их помощью функционально-деятельностных структур на территории, а также жизнеустройством, отвечающим внешним вызовам.

Социологические исследования города

Изучение состояния любого поселения как комплекса социальных взаимоотношений, несомненно, требует углублённых социологических исследований. По сложности они порой не уступают многочисленным экспертизам экологического и технологического характера в процессе разработки градостроительного проекта.

Часто при принятии управленческих решений потребности населения оцениваются формально. Их анализ может быть основан на статистических данных о социально-демографическом составе населения, количестве безработных, величине пассажиропотока общественного транспорта, на описании жилищных условий по данным БТИ и пространственного распределения объектов городского хозяйства. Такая информация позволяет проверить выбранные показатели на соответствие нормам, но не даёт представления о структуре потребностей населения, его культурных нормах в отношении жизненного пространства, степени удовлетворенности местом проживания.

С точки зрения социологии город

- это прежде всего форма общности людей, обладающих социально-демографическими и культурными особенностями и находящихся в условиях, которые определяются экономическим развитием, сложившейся инфраструктурой и другими факторами. Кроме того, городская среда не просто сложная по структуре, но и динамично развивающаяся коммуникативная система.

При этом историко-культурные и социологические исследования, посвящённые проблемам горожан, их адаптации к городской среде, культурно-символическому содержанию городских объектов, перспективным направлениям регионального развития, способам городского общения скорее являются исключением, чем правилом. Но именно такие исследования позволяют сформировать системное представление о территории, объясняя факторы, лежащие в основе тех или иных «статистических» тенденций. Кроме того, социологические исследования помогают выявить скрытые конфликты, которые могут проявиться, например, в стихийных или хорошо организованных акциях протеста при осуществлении градостроительной деятельности или на этапе прохождения проектом публичных слушаний, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

Современные городские исследования

(под этим термином понимаются исследования, посвящённые специфическим городским темам) имеют разнообразные направления, главные из которых:

  1. качество городской среды, качество жизни (включая их экологический аспект);
  2. планирование социально-экономического развития города, городское управление;
  3. городские сообщества, социальные движения, социальная активность;
  4. социальные проблемы в городском контексте;
  5. городской образ жизни (урбанизм), характер коммуникаций;
  6. культурно-символическое содержание городского пространства, социокультурное влияние архитектурных сооружений.

Грамотно проведённые социологическое исследования

- это шаг к рациональному решению проблем и компромиссу между заинтересованными сторонами. А искусство находить компромисс, как известно, называется дипломатией, только в нашем случае не на международном уровне, а на уровне российского гражданского общества.

Cоциологические исследования городского пространства: основные направления и методы

Cоциологические исследования городского пространства: основные направления и методы

Тел: +7 (495) 789-6556 • Факс: +7 (495) 789-6556 • e-mail: info@ikrt.ru
© «Институт комплексного развития территорий», 2008–2018IKRT.RU Все права защищены ©