институт комплексного развития территорий
+7 495 789 65 56, e-mail: info@ikrt.ru
г.Москва ул. Б.Сухаревский пер. д.19 стр.1

ru ruen gb

 

Реорганизация промзоны позволяет увеличить число рабочих мест в 2-2,5 раза

pastuh

6 августа в выставочном центре «Дом на Брестской» состоялась конференция «Реорганизация промзон: практика и перспективы», организованная ГБУ «Мосстройинформ». В ней приняли участие представители бизнеса (девелоперы, инвесторы), органов власти (отраслевые департаменты и учреждения), проектных организаций, архитектурных бюро, консалтинговых, аналитических агентств и профильных институтов и ассоциаций.

В ходе конференции проанализированы реализованные и планируемые к реализации проекты, международный и российский опыт, форматы и подходы к реорганизации бывших промзон. Эксперты обсудили алгоритм принятия решений по преобразованию или сохранению данных пространств, а также влияние индустриального наследия на прилегающие территории.

Руководитель направления по разработке ППТ Института комплексного развития территорий (ИКРТ, входит в состав коллаборации QUITE WHITE) Игорь Пастушков рассказал, что сегодня площадь столичных промзон составляет порядка 19 тыс. га - более 17% всей территории старой Москвы. «Большая часть территории этих промзон уже не используется. Мы стараемся реанимировать территории «ржавого пояса» и вернуть их столице и ее жителям», – сказал он.
Институт комплексного развития территорий более 20 лет занимается разработкой проектов планировок территорий, в том числе производственных территорий. Общая площадь таких территорий составила около 640 гектаров. Некоторые из этих проектов уже реализуется - например, жилой комплекс «Сиреневый парк» в районе Тагильской улицы.

Игорь Пастушков отметил, что одна из тенденций по редевелопменту промзон – размещение на территории бывших промплощадок современных и удобных жилых кварталов, полностью обеспеченных социальной инфраструктурой – школами, детскими садами и поликлиниками. Новые кварталы, спроектированные ИКРТ, отличает компактность и многофункциональность – все социальные и культурные сервисы находятся в ближайшей доступности горожан, исчезает необходимость ездить за ними в другие районы и центр города.

Однако реорганизация промзоны не означает сокращение производства и рабочих мест, указал Игорь Пастушков. «Для тех предприятий, которые планируют остаться и развивать свое производство, мы предусматриваем специальные кластеры с закреплением всех необходимых санитарно-защитных ограничений», – уточнил он. Создание технопарков и технополисов на месте бывших складских помещений позволяет в несколько раз увеличить количество рабочих мест, а так же повысить их «качество» и модернизировать структуру занятости населения.

«Исходя из нашего опыта и практики редевелопмента промзон количество рабочих мест увеличивается в среднем в 2-2,5 раза при грамотно проведенной комплексной реорганизации», – резюмировал эксперт.

"Комсомольская правда": Собянин рассказал о мерах поддержки развития периферийных районов

2

10 июля, мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о льготах для инвесторов, создающих точки роста за пределами Третьего транспортного кольца (ТТК). Об этом мэр написал в блоге на своем персональном сайте.

По его словам, ситуация с избыточной маятниковой миграцией в Москве постепенно исправляется к лучшему. За последние 8 лет в бывших промзонах, Новой Москве и на других площадках в удаленных от центра районах построено порядка 15 миллионов квадратных метров коммерческой недвижимости. В основном это магазины, офисы, технопарки и разные нежилые площади, на которых создаются новые рабочие места.

«Маятниковая миграция является проблемой многих мегаполисов мира, - написал Сергей Собянин. - Но в Москве она достигла запредельных масштабов. Еще несколько лет назад порядка 3,5 миллионов человек ежедневно по утрам устремлялись в центр. А вечером этот поток людей и машин шел в обратном направлении».

Как уточнил мэр, в 2010 году в центре находилось 43% рабочих мест. А сегодня их доля сократилась до 35%. «Тем не менее, дефицит рабочих мест за пределами ТТК по-прежнему ощущается достаточно сильно, - отметил Собянин. - Мы решили сделать следующий шаг: ввести финансовые льготы для инвесторов, создающих места приложения труда за пределами центра».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПЛАТЕЖ ОТМЕНЯЕТСЯ

Суть новшества в следующем. По действующему в Москве порядку в первый год строительства или реконструкции здания застройщик обязан внести в бюджет дополнительный повышенный платеж за земельный участок. Эта сумма зависит от плотности застройки и составляет от 5% до 80% кадастровой стоимости. Теперь правила упрощаются.

«Принятое на этой неделе постановление правительства Москвы отменяет этот дополнительный платеж в случае строительства или реконструкции зданий коммерческого назначения за пределами ТТК, - сообщил Сергей Собянин. - При строительстве жилья или апартаментов дополнительный платеж будет по-прежнему взиматься».

Новые стимулирующие меры поддержки принесут пользу и городу, и жителям, и бизнесу. Ведь, как отметил мэр, новая льгота снизит себестоимость строительства или реконструкции зданий коммерческого назначения на 8 - 10%.

«Уменьшение маятниковой миграции улучшит транспортную ситуацию и экологию, - подчеркнул Собянин. - Меньше машин на дорогах означает и меньше выбросов в атмосферу. Бюджет от предоставления этой льготы ничего не потеряет. Неполученные на старте проекта средства вернутся сторицей за счет роста инвестиций в строительство и налогов на бизнес, который будет работать в новых офисах и магазинах».

РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ЭКСПЕРТЫ ПОДДЕРЖИВАЮТ РЕШЕНИЕ

Главное в инициативе городских властей - самый крупный выигрыш от новой льготы получат москвичи. Многие теперь смогут устроиться на работу недалеко от дома. «Ведь даже 20 минут ежедневной экономии, на дороге, за год складываются в 3 дня, которые можно использовать с гораздо большей пользой», - заключил мэр.

Многочисленные эксперты, архитекторы и представители бизнеса, поддержали решение Сергея Собянина. По их мнению, новшество повысит качество жизни в столичных районах. При этом будут созданы новые возможности для развития бизнеса в московском регионе.

- Эта инициатива позволит запустить простаивающие проекты коммерческой недвижимости за ТТК, что создаст локальные центры деловой активности и, как следствие, приведет к развитию районной инфраструктуры, - говорит Петр Кудрявцев, партнер Citymakers. - А за этим уже идет повышение качества жизни в районе. Важно, чтобы в этих проектах всегда существовал баланс функций - иначе возможны перегрузки существующей социальной и транспортной инфраструктуры, а также общественных пространств. Важно и дополнение к деловым функциям «третьей» функции - культуры, спорта, образования, причем разных масштабов - локального, районного, городского значения. Это позволит ускорить процесс децентрализации города.

Девелоперы оценивают инициативу властей города как еще один стимул для развития своих проектов по всему городу, а не только в центре.

- Это постановление безусловно станет еще одним стимулом для девелоперов развивать коммерческую функцию в проектах комплексного освоения по всей территории города, а не только в центре, - сказал Алексей Добашин, генеральный директор концерна «Крост». - Мы фиксируем повышенный спрос на объекты коммерческого назначения именно за пределами ТТК как со стороны потребителей (товары и услуги в шаговой доступности), так и среди инвесторов и арендаторов, которые готовы развивать бизнес на этих площадях с доходностью до 12% годовых.

Правильно реализованная коммерческая функция создает много рабочих мест, уменьшает маятниковую миграцию и формирует полицентричный мегаполис, согласно концепции развития города, реализуемой Сергеем Семеновичем Собяниным и правительством Москвы.

Причем коммерческая функция необязательно должна быть реализована в формате крупных торговых моллов или офисных центров. Одно из эффективных проектных решений, которое способно изменить город - торговая галерея, объединяющая функцию прогулки и покупок. Такое решение, которое мы сегодня активно внедряем в Москве, не выносит коммерческую функцию за пределы жилого пространства, а делает ее частью прогулочной зоны жилого двора, вдоль которой располагаются предприятия торговли и услуг.

Мнение архитекторов совпадает с оценкой остальных экспертов.

- В последние годы много усилий и средств вкладывалось в развитие транспортной инфраструктуры города, - говорит Анна Курбатова, директор Института комплексного развития территорий, основатель коллаборации QUITE WHITE, профессор Международной академии архитектуры (МААМ). - В результате фактически сформирована равномерно распределенная в границах МКАД структура транспортного обслуживания. Она создаёт потенциал для рассредоточенного развития других инфраструктур города.

Одновременно с этим сформирована программа реновации жилого фонда. Площадки, вошедшие в неё, формируют пояс в срединной зоне города. Эти ожидаемые изменения планировочной структуры также будут создавать предпосылки для изменения центров активности в городе.

Остаётся добиться соответствующей трансформации центров мест приложения труда и рекреации. Благодаря им, город может претерпеть кардинальные планировочные трансформации.

Постановление правительства Москвы, которое вводит льготы для инвесторов, занимающихся строительством или реконструкцией зданий коммерческого назначения за пределами Третьего транспортного кольца, позволит приблизить рабочие места к районам массового проживания людей, а значит, повысит качество жизни в столице.

Такие же подходы к развитию районов озвучивают и иностранные эксперты.

- Преимущества мегаполиса заключаются в экономии за счет масштабов пространства и плотности населения, а также в социальном и экономическом развитии, - отметил Оливер Лах, глава исследовательского подразделения, Wuppertal Institute, координирует инициативу «Городская электромобильность» (UEMI) и программу ООН-Хабитат «Urban Pathways». - Однако необходимо фокусироваться на создании полицентричной системы: внутри города должно находиться несколько городов со всеми удобствами, возможностями, рабочими местами и развитыми сервисами, доступными для каждого. Это именно то, что уже происходит в Москве, и нужно продолжать работать над созданием городов в городе.

Источник: "Комсомольская правда"

Пять центров в Новой Москве подходят для создания современных студенческих кампусов

1

4-7 июля в парке «Зарядье» проходит ежегодный Московский урбанистический форум (MUF 2019) – крупнейшее мероприятие в России в области архитектуры, урбанистики и градостроения.

Директор Института комплексного развития территорий, основатель коллаборации QUITE WHITE Анна Курбатова приняла участие в двух панельных дискуссиях форума – «Большой Париж – Большая Москва. Практики устойчивого развития территорий» и «Умный район. Цифровая трансформация городской среды». Также она выступила модератором на сессии «От «спальника» к кварталу. Видение будущего для микрорайонов Москвы», которая состоялась на форуме «Мой район» в рамках MUF.

На панельной дискуссии «Большой Париж – Большая Москва. Практики устойчивого развития территорий» представители двух столиц обсудили необходимые условия для устойчивого развития присоединенных территорий, современные подходы к этой проблеме и уже апробированные эффективные практики. На сессии выступили руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин, президент метрополии Большого Парижа Патрик Олье и другие.

В ходе дискуссии Анна Курбатова рассказала о том, что помочь развитию новых территорий столицы могло бы создание студенческих кампусов.

«За рубежом проекты развития кампусов – это мощный драйвер развития территорий, способный увеличить стоимость расположенной рядом земли. Я не знаю, сколько будут стоить земли в Новой Москве после строительства кампусов, но я очень хорошо понимаю, что это значительный экономический драйвер развития», – сказала она.

По словам Анны Курбатовой, у Москвы уже есть опыт в этой сфере – аналогичным образом создавался кластер МФТИ в Долгопрудном, который сегодня входит в сотню лучших университетов мира и занимает второе место в рейтинге университетов России. «По просьбе института мы разрабатывали концепцию «Физтех 21» и глубоко изучили эту тему», – сказала она. В 40-х годах прошлого века МФТИ выделили отдельную территорию в ближайшей периферии Москвы, где была хорошая транспортная доступность. «Здесь начался выпуск специалистов, причем специалистов, которые работали на стыке науки, образования и производства. Это как раз тот формат, который на наш взгляд сегодня является наиболее успешным», – отметила Анна Курбатова.

Местами для развития кампусов могли бы стать поселение Рязановское или поселение Десеновское. «Всего, по нашим исследованиям, на территории Новой Москвы расположено 5 центров в составе уже разработанных проектов планировок, где могла бы с градостроительной точки зрения хорошо развиваться функция университетских кампусов», – сказала Анна Курбатова. При этом наиболее перспективным стало бы создание образовательных кластеров педагогических и пищевых вузов, а также учреждений, дающих образование в области спорта и здорового образа жизни, добавила она.

Кампусы для Новой Москвы крайне важны, с ними территория начнет жить еще более качественно и интенсивно, подтвердил руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин.

«Мы сегодня готовим предложение мэру. Мы хотим построить первый новый кампус на средства городского бюджета. Причем этот кампус мог бы быть пригодным для любого вуза – это общежитие, учебные корпуса, то есть все, что необходимо для полноценного современного кампуса. А затем уже переселить на эту территорию какой-то из вузов, а освободившиеся земельные участки и здания в Москве реализовать и тем самым скомпенсировать средства города», – добавил он.

«Закончилась эпоха, когда скамейки были основным показателем благоустроенного пространства»

 Анна Сергеевна

За 30 лет своей работы глава урбоколлаборации Quite White Анна Курбатова накопила, пожалуй, исключительный опыт в том, что можно назвать ревитализацией среды. О жизни города в режиме «тонкой настройки», новом облике окраин и «нерезиновой» Москве она рассказала корреспонденту «Московской перспективы»

Не только скамейки

- Что сегодня подразумевается под понятием «Комфортная городская среда»? Как оно трансформировалось за последние 10 лет?

- Подходы к формированию среды изменились вместе с принципами планирования городского пространства. Во времена Советского Союза основным критерием комфортной среды считалось наличие объектов социального обслуживания в шаговой доступности. Упрощенно концепция была такова – социалистическое государство гарантирует гражданину безопасность и определенный перечень бесплатных услуг рядом с его домом.

Сегодня эта парадигма сохранилась только для сервисов, которые по-прежнему входят в социальный пакет – например, для здравоохранения и образования. Остальные услуги стали распределяться по местам притяжения, чему способствовали возросшая автомобилизация и мобильность населения. Современный горожанин может позволить себе выбрать, куда именно ему хочется поехать поужинать или провести досуг.

Фактор личного выбора серьезно поменял отношение к понятию комфорта. Комфортно не там, где больше всего скамеек, а там, где интересно. Закончилась эпоха, когда скамейки были основным показателем благоустроенного пространства. Городская среда должна быть доступной, безопасной, креативной и экологичной. Она позволяет человеку удовлетворить его социальные потребности, включающие интеллектуальное и физическое развитие, заботу о собственном здоровье. То есть, чтобы территория стала востребованной, нужно создавать места, наполненные разнообразными, максимально диверсифицированными функциями.

- То есть, к примеру, должна быть площадка для ворк-аута, лекций, уличный стрит-фуд и тому подобное, как в арт-кластерах?..

- Примерно...

- Но ведь такое возможно только на каком-нибудь «Хлебозаводе» или «Флаконе»…

- Арт-кластеры – это большая и специфическая история, которая не может жить сама по себе. Поэтому у всех аналогичных территорий есть управляющая компания, которая регулирует их активность. Конечно, в каждом районе Москвы такого не сделаешь, но можно создать небольшие локальные центры. Например, остались общественные библиотеки, которые сегодня обретают вторую жизнь в качестве коворкингов или культурных центров, максимально насыщенных разными видами активностей.

Такие модульные площадки удобны еще и тем, что легко подстраиваются под нужды социума. Когда мы занимаемся благоустройством по программе «Мой район», нам приходится работать с с территорией, которая уже «живет». Не возникает вопроса, какими активностями ее насытить – наполнение определяется потребностями живущего здесь населения. А модульные центры можно конвертировать в любой нужный формат.

Места притяжения становятся ключевыми узлами городского развития, которые решают самые разные социальные задачи: досуг молодежи, заботу о стариках, воспитание детей и так далее. Дальше методами комплексного благоустройства мы превращаем их в новые «точки роста» - подводим туда комфортные пешеходные и велосипедные маршруты, устанавливаем современную качественную уличную мебель, по необходимости немного сдвигаем остановки общественного транспорта, парковки для машин и многое другое. Можно сказать, проводим такой тюнинг городской среды под уже новый стиль жизни.

Миссия «Капотня»

- Чем принципиально отличается благоустройство в центре города и, например, в Капотне, проектом благоустройства которой вы занимались?

- Разные районы стартуют с разных позиций. Там, где уже стоят скамейки, надо заниматься другими вопросами. Там, где скамеек нет, надо их поставить, потому что есть минимальные стандарты благоустройства. В каждом проекте мы традиционно разрабатываем планировочное решение и его насыщение разными элементами – дорожками, лавочками, фонтанчиками, цветниками. Это первый слой нашей деятельности - материальный.

На любой территории важно не только учитывать наличие или отсутствие каких-то объектов, но и смотреть на функции, которые она должна выполнять, думать, как благоустройство отразится на социуме, поможет оно потушить имеющийся здесь негатив или, напротив, создаст дополнительные проблемы. Это второй слой.

Третий слой – управление. Сохранением и развитием благоустроенной территории должна заниматься управляющая компания, управа или дирекция парка. Этот слой так же необходим, как первый и второй.

Жители часто обращают внимание только на материальный аспект нашей деятельности, и судят проект в духе «ой, там опять лавочки». Задача же проектировщиков – сделать такую планировочную структуру, которую можно наполнить необходимыми функциями и которой можно управлять. Работая на рынке уже около 30 лет, мы прекрасно понимаем, в каком направлении развиваются тренды, что нужно сделать, чтобы благоустройство заработало.

В одних районах не хватает поликлиник, в других - детских учреждений, в третьих – парков или городских общественных пространств. Все эти и другие проблемы планируется решать так, чтобы в каждом районе была своя комплексная программа, в том числе развитие общественных пространств и благоустройство территорий.

Новая программа может быть успешной, если задействует все слои градостроительной активности и сможет подстраиваться под тренды и запросы горожан. Из сегодняшнего дня мы не всегда может верно предугадать, как будет использоваться наше пространство, потому что пользоваться им будут те, кому сейчас 10 лет. Это история, устремленная в будущее.

- Как предугадать поведение пользователей благоустроенной территорией? Как сделать так, чтобы новый сквер не стал злачным местом со всеми вытекающими?

- Можно ввести те функции, благодаря которым город сам себя охраняет. Например, организовать круглосуточное освещение темных участков улиц, поставить видеокамеры и проложить оживленные тротуары, по которым люди будут гулять вечером. Сделав пространство открытым и транзитным, мы уберем маргинальные элементы и повысим уровень порядка.

- Можно ли оценить степень влияния благоустройства на рост экономического благосостояния той или иной территории?

- Думая о том, где купить квартиру, вы сразу будете оценивать, насколько комфортно будет в ней жить. И вы никогда не купите жилье там, где качество окружающей среды и уровень безопасности не отвечает вашим потребностям и потребностям ваших детей. Благоустроенная территория дает огромный бонус в конкурентной борьбе девелоперов за покупателей. При этом качественное благоустройство не обязательно должно быть дорогим, но его акценты должны точно соответствовать территории. Например, на Красной площади немыслимо делать деревянный забор, а в Отрадном он будет очень неплохо смотреться.

Выгоду от качественного благоустройства замечает и сама Москва. Напрямую просчитать экономический эффект вряд ли возможно. Чем удобнее и интереснее город, тем охотнее его посещают туристы. Это благотворно отражается на столичной экономике. Но вместе с благоустройством для туристов важно развивать и транспортную доступность, а транспорт – это красные линии, в границах которых не растет ничего живого. Поэтому важно соблюсти баланс между двумя этими направлениями. Главное – и не перестараться и не недостараться.

- Делая город комфортнее, мы делаем его более привлекательным для приезжих, что естественно. А вообще, насколько резиновая Москва и как много людей она еще может вместить?

- Смотря о каких именно категориях горожан идет речь. Если о постоянных жителях Москвы с пропиской, то, вероятно, здесь возможности ограничены. Если же речь о том, как сильно может увеличиться туристический поток, то здесь перспективы роста есть. Как уже говорилось, все зависит от качества инфраструктуры и комфорта среды. Москва многого добилась в этом направлении. Сейчас число туристов в два или три раза превышает показатели 2010 года. По предварительным подсчетам экспертов, в 2018 году Москву посетило 23 млн человек. По этому показателю емкость Москвы, я думаю, можно повысить в 2-3 раза в отдельных точках.

- Реновация не приведет к росту населения?

- Нет. Эта программа не увеличивает количество населения, она улучшает качество жизни. К примеру, если три семьи жили в одной квартире, то за счет снижения стоимости квадратного метра в новых домах люди получат возможность взять ипотеку и разъехаться. Численность населения может вырасти, но не из-за реновации, а из-за развития Новой Москвы.

Коллаборация QUITE WHITE примет участие в 24-й международной выставке «АРХ Москва»

235235235555

Научно-проектная коллаборация QUITE WHITE примет активное участие в деловой программе 24-й Международной выставке архитектуры и дизайна «АРХ Москва», которая пройдет с 15 по 19 мая 2019 года в столичном Центральном выставочном зале «Манеж».
17 мая в рамках выставки пройдет дискуссия «Креативная городская среда для «умных городов», организаторами который выступили Фонд «МЦУ «Город», АО «Мосинжпроект» и Института комплексного развития территорий (ИКРТ, входит в QUITE WHITE). Основатель QUITE WHITE, директор ИКРТ Анна Курбатова обсудит с другими участниками дискуссии вопросы внедрения внедрение передовых цифровых технологий в существующую застройку, формирование умных городских районов и новых общественных пространственных для креативного класса.
Исполнительный директор Института градостроительного и системного проектирования (ИГСП, входит в QUITE WHITE) Александр Зайцев 15 мая примет участие в круглом столе «А у нас во дворе: как создать интересное для жителя городское пространство?». Для посещения мероприятия можно зарегистрироваться по ссылке, вход в ЦВЗ "Манеж" по регистрации – свободный.
Кроме того, Александр Зайцев 17 мая станет одним из спикеров дискуссии «Нужна ли девелопменту уникальность?», организованной Ассоциацией инвесторов Москвы. Участники дискуссии будут искать ответы на вопросы, насколько уникальные решения востребованы у потребителя, как исключительность предлагаемых девелоперами решений делает проект успешным, сколько стоит уникальность.
О выставке:
«АРХ Москва» – коммуникационная площадка, объединяющая ведущие зарубежные и российские архитектурные, дизайнерские бюро, девелоперов, а также производителей и дистрибьюторов эксклюзивных материалов. Кураторская работа по подготовке проектов, избирательный подход к приглашению участников и обширная программа мероприятий служат гарантом качества и позволяют позиционировать проект как основное профессиональное и культурное событие в Москве.

 

 

Качественные изменения городской среды позволят удержать цену жилья


666666

Качественные изменения городской среды позволят удержать цену жилья

17 апреля основатель научно-проектной коллаборации QUITE WHITE, директор Института комплексного развития территорий (ИКРТ) Анна Курбатова приняла участие в IX ежегодной дискуссии «Девелопмент в Ленинградской области».

На сессии «Градостроительное регулирование Ленинградской области: барьеры роста на пути трансформаций» обсуждалась важность современного комплексного подхода к проектированию территорий, который обеспечил бы создание комфортной среды проживания. В дискуссии также приняли участие заместитель Председателя Правительства Ленинградской области по строительству Михаил Москвин, председатель комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области Игорь Кулаков, главы муниципальных образований и представители бизнеса.

Михаил Москвин подчеркнул, что условия проживания людей, вне зависимости, город это или деревня, должны быть одинаково комфортными и достойными. «Сейчас активно развиваются пригородные зоны Санкт-Петербурга, зоны интенсивной агломерации. Мы должны доступными градостроительными средствами обеспечить равные для проживания условия для всех людей в Ленинградской области. В этом наша задача», - сказал он. По его словам, в рамках этой работы область ведет работу по приведению документации территориального планирования в соответствие с региональными нормативами градостроительного проектирования.

Основатель научно-проектной коллаборации QUITE WHITE, директор Института комплексного развития территорий (ИКРТ) Анна Курбатова отметила, что при комплексном проектировании часто сосредотачиваются только на тех участках, где планируется новое строительство. «Но если посмотреть в процентном отношении - площади, которых затронет новое строительство, составляют 10-15%. Мы с вами забываем о тех территориях, которые сложились, и с ними надо что-то делать», – сказала она.

В качестве примера успешного развития застроенных территорий Анна Курбатова назвала такие программы Правительства Москвы как «Мой район», «Моя улица», «Наше дерево». По ее словам, качественные изменения среды, в том числе, позволят удержать от падения цену квадратного метра жилья. В практике участников, входящих в коллаборацию QUITE WHITE, есть подобные проекты, которые учитывают сложившиеся в районе социокультурные факторы, в том числе в привязке к транспортной ситуации.

Также Анна Курбатова рассказала о концепции аэротрополисов - новой формы развития территории, ее экономики и среды под влиянием близлежащего аэропорта. Аэропорт является мощным стимулом для создания дополнительных городских и промышленных кластеров в целях социально-экономического развития территории. В портфолио работ участников коллаборации QUITE WHITE есть проект концепции развития территорий в зонах аэротрополисов «Шереметьево» и «Домодедово». Опыт проектирования аэротрополисов может быть интересен правительству Ленинградской области, отметил Михаил Москвин.

Презентационная версия «Доклада о состоянии окружающей среды в городе Москве в 2016 году»

В июне 2017 года ИГСП выполнил для Департамента природопользования и охраны окружающей среды научно-исследовательскую работу «Доклад о состоянии окружающей среды в городе Москве в 2016 году» по материалам, представленным ГПБУ Мосэкомониторинг.

Обложка Презент версияклиматфорум лого

москва панорама

Специально для Первого «Климатического форума городов России», который состоится 21-22 августа в Москве, в центральном выставочном зале «Манеж», наши сотрудники подготовили Презентационную версию «Доклада о состоянии окружающей среды в городе Москве в 2016 году».

Презентационная версия Доклада (клик на PDF презентационной версии) содержит краткий обзор глав его полной версии, демонстрирует тренды временной и пространственной динамики развития климатических, гидрологических, гидрогеологических, биологических процессов, протекающих на территории Москвы, а также процессов загрязнения ее воздушной, водной и акустической сред.

В Презентационную версию вошла аналитическая глава «Территориальное экологическое планирование», которая содержит рейтинги административных округов Москвы по качеству различных компонентов городской среды и предлагает методические рекомендации по управлению качеством городской среды на основе нового подхода к проектированию – территориального экологического планирования.

Дизайн презентационной версии и макет ее динамичной верстки в европейской манере выполнила дизайнерская компания EL MODULE Barcelona под руководством А. Курбатова-младшего. Дизайнеры предложили стильную колористическую палитру и переработали иллюстративные материалы – карты, диаграммы, схемы, графики – в стиле уникальной инфографики.

Строгий дизайн карт формирует образы конкретных территорий, а текучий дизайн ориентированных по вертикали диаграмм, неровный правый край печатного текста символизирует динамичные изменения в природных средах мегаполиса под влиянием антропогенных изменений.

 

А.С. Курбатова для ВЕСТИ.РУ

02

03

04

05

06

ИКРТ на Днях Москвы в Вене

лого дней Москвы в Вене

Правительство Москвы пригласило исполнительного директора Института комплексного развития территорий (ИКРТ) Д.С. Савина принять участие в главном событии Дней Москвы в Вене, прошедших 14-16 ноября, – экономическом форуме «Деловое сотрудничество Москвы и Вены в области экономического развития».

В повестке форума – актуальные вопросы развития инфраструктуры мегаполисов, сотрудничества в области реновации городских пространств и экологии.

Экономический форум открылся пленарной сессией «Экономическое развитие двух столиц» и продолжился обсуждением актуальных тем «Развитие городской инфраструктуры» и «Экология и инновации в городском управлении», прошедших в формате круглых столов в Федеральной палате экономики Австрии.

Д.С. Савин стал спикером круглого стола «Экология и инновации в городском управлении». Он рассказал австрийским коллегам об экологических подходах, которые ИКРТ применяет при разработке документов территориального планирования Московской агломерации, в частности, о методе территориального экологического планирования.

Московская агломерация переживает период социально-экономического роста. В связи с этим площадь реального города к 2030 году может увеличиться в 2,5-3 раза, при этом его центральные и срединные районы настолько отдалятся от природного окружения, что пространственное функционирование природных компонентов окружающей среды в естественном режиме будет невозможно.

Поэтому для сохранения и повышения качества окружающей среды по параметрам, обусловленным состоянием незастроенных территорий – частей региональных природных ландшафтов – необходимо предусматривать систему компенсирующих мероприятий и их финансирование. 

При этом чем более искусственными будут становиться условия функционирования ландшафтов, тем выше будут соответствующие затраты.

Гораздо больший эффект может иметь изменение принципов принятия проектных решений. В качестве новой парадигмы градостроительного проектирования необходимо использовать территориальное экологическое планирование. Оно заключается в том, что проектные решения принимаются с учетом пространственной и функциональной структуры природных ландшафтов, а также необходимости сохранения взаимосвязей, возникающих в процессе их функционирования. В итоге в ходе градостроительного проектирования и освоения территорий наряду с другими видами городских каркасов закладываются условия для формирования экологического каркаса территории, выполняющего средоформирующие и социальные функции.

Сохранение основных орографических элементов рельефа для транзита и аккумуляции поверхностного стока и максимальных по площади незастроенных участков, способных взять на себя роль мезоструктур ландшафтов, позволяет сформировать устойчивые, то есть способные к саморазвитию элементы экокаркаса – зеленые территории с функциями ядер, коридоров и буферных зон. В городских условиях они выполняют не только средоформирующую функцию, но также транзитные и рекреационные функции, будучи парками, скверами, бульварами, озелененными территориями социальных объектов, а также социально значимыми общественными пространствами.

обложка презент. Савина

Ознакомиться с презентацией

В обсуждении темы развития городских инфраструктур приняли участие руководитель Klimabündnis Österreichische GmbH З. Штарнбергер, заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы С. Мельников, руководитель Umweltbundesamt GmbH по вопросам загрязнения окружающей среды и строительства К. Нагель, главный эксперт Агентства Smart City Wien по городским инновациям в Вене П. Мюлльман.

НИР «Доклад о состоянии окружающей среды в городе Москве в 2016 году»

В июне 2017 года специалисты институтов ИКРТ и ИГСП выполнили для Департамента природопользования и охраны окружающей среды научно-исследовательскую работу «Доклад о состоянии окружающей среды в городе Москве в 2016 году» по материалам, представленным ГПБУ Мосэкомониторинг.

Москва панорама

НИР обложка НИР содержание

Открытость и доступность информации об экологическом качестве урбанизированной и природной сред является основополагающим моментом демократического общества. Ежегодная подготовка докладов о состоянии окружающей среды в субъектах Российской Федерации является поручением Президента Российской Федерации от 06.12.2010 № Пр-3534, закрепленным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2012 № 966-ПП «О подготовке и распространении ежегодного доклада о состоянии и об охране окружающей среды».

Доклад разработан для информирования органов власти, общественных и научных организаций, экспертных организаций и широкой аудитории населения. Собранная, обобщенная и систематизированная и информация о фактическом состоянии компонентов окружающей среды с привязкой к конкретным территориям позволяет оперативно принимать эффективные управленческие решения в области охраны окружающей среды. рационального природопользования и городского хозяйства.

Эта научно-исследовательская работа имеет стратегическое значение, поскольку актуальная и полная информация о состоянии окружающей среды позволяет оперативно организовывать работу городских служб по обеспечению экологической безопасности населения.

Отдельные сведения о состоянии компонентов окружающей среды были доступны на сайте ГПБУ «Мосэкомониторинг», но не все пользователи могли разобраться в размещенных на нем данных.

Обладая полной информацией о текущей экологической обстановке в столице, наши специалисты сформировывали публичный документ о качестве экологической среды Москвы с наглядными иллюстративными материалами в виде понятных диаграмм, графиков, схем, рисунков, фотографий. Содержащиеся в нем сведения структурированы таким образом, что любой житель Москвы может понять, в каком состоянии находятся атмосферный воздух, почвы, зелёные насаждения и другие компоненты окружающей среды в конкретных административных округах мегаполиса.

Впервые в истории выпусков Докладов о состоянии окружающей среды с 2012 года были сформулированы тренды временной и пространственной динамики развития климатических, гидрологических, гидрогеологических, биологических процессов, протекающих на территории Москвы, и процессов загрязнения ее воздушной, водной и акустической сред. Также впервые за время разработки Докладов появилась аналитическая глава «Рейтинги административных округов города Москвы по уровню экологического комфорта городской среды. Территориальное экологическое планирование», которая резюмирует данные, полученные при проведении экологического мониторинга, и содержит методические рекомендации по управлению качеством городской среды на основе нового подхода к проектированию – территориального экологического планирования.

Дизайн обложки «Доклад о состоянии окружающей среды в городе Москве в 2016 году» выполнила дизайнерская компания EL MODULE Barcelona под руководством А.А. Курбатова-младшего.