институт комплексного развития территорий
+7 495 789 65 56, e-mail: info@ikrt.ru
г.Москва ул. Б.Сухаревский пер. д.19 стр.1

ru ruen gb

 

Глава подмосковной Власихи высоко оценил работу ИКРТ по благоустройству набережной Верхнего пруда и прилегающих территорий

 благодарности власихи

Глава подмосковного городского округа Власиха Альберт Алябьев вручил благодарственное письмо директору Института комплексного развития территории (ИКРТ, входит в коллаборацию QUITE WHITE) Анне Курбатовой. Таким образом глава Власихи отметил работу Института по созданию проекта благоустройства общественной территории, прилегающей к «Верхнему» русловому пруду на реке Закза.

Также Альберт Алябьев выразил благодарность инженеру по авторскому надзору ИКРТ Михаилу Филимонову.

Работы по благоустройству территории площадью 10,2 га завершились в 2019 году. ИКРТ спроектировал комфортное общественное пространство, идеально подходящее для занятий спортом, проведения досуга и пляжного отдыха жителей прилегающего жилого района. При этом проект предусмотрел максимальное сохранение природного облика объекта.

На набережной появились благоустроенный пляж, рыбацкие мостики, а также была построена переправа через реку Закза, которую давно просили местные жители. В ходе благоустройства обновлены старые и построены новые дорожки, лестничные сходы, реконструированы детские и спортивные площадки.

Дмитрий Савин: "Ключ к успешному развитию города – комплексное освоение территорий"

savin

Мы мало задумываемся о том, насколько облик города зависит от деятельности конкретных людей: их взглядов, представлений, уровня компетентности и, наконец, просто честности.

Сегодня в Москве, да и не только в столице идет огромное строительство, перестраиваются целые части городов. И далеко не всегда удачно, претензий к таким проектам немало. Хотя есть и много удачных решений. Во многом это связано с тем, какую проектанты, власть и застройщики взяли за основу концепцию, как стали затем ее реализовывать. А потому возникает естественный вопрос: как сделать так, чтобы положительных примеров стало бы намного больше негативных. Об этом мы беседуем с исполнительным директором Института комплексного развития территорий (ИКРТ) Дмитрием Савиным.

- Расскажите немножко о вашем институте, чтобы читатели представляли, какая сфера его деятельности?

- Юридически Институт комплексного развития территорий образован в 2007 году, хотя по факту он функционировал и до этого, только под другим названием. В настоящий момент в штате состоят около 50 сотрудников, а с учетом привлекаемых внештатников - 150 человек.

Основная наша цель – разработка как стратегических документов территориального планирования, так и непосредственно прикладных - проектов планировки территорий, архитектурных и градостроительных концепций. Причем объектами исследования и проектирования являются территории совершенно разного масштаба, начиная от субъектов Российской Федерации до местного уровня. Мы всегда ставили перед собой задачи комплексного подхода и сбалансированного развития в проектировании территорий.

В настоящий момент деятельность Института сосредоточена главным образом в Москве и Московской области. Из остальных субъектов Федерации, прежде всего, рассматриваем регионы Центрального Федерального округа.

- С чем это связано? То, что Москва отнимает все силы? Или этот вопрос потерял актуальность?

- И с тем, и с другим. Для большинства субъектов Российской Федерации уже разработаны глобальные стратегические документы. Это первая причина. Вторая причина – детализация документации по планировке и уровень проработки очень увеличились. Эти работы стали намного более ресурсоемкими. Если раньше стратегический документ подразумевал под собой в значительной мере теоретические выкладки, то сейчас это уже проработки очень детального, очень высокого уровня. Повторю: ресурсоемкость этого труда возросла, поэтому распылять силы на отдаленные регионы стало достаточно проблематично.

- А в регионах есть кому заниматься этой тематикой?

- Есть. Хотя проблема кадров чрезвычайно актуальна. В Москве, в Петербурге, в Омске, других крупных городах есть сильные специалисты. Но в отдаленных населенных пунктах с этим проблемы. Тем не менее, и там уже в период 2000-2005 годов начали формироваться коллективы проектировщиков и архитекторов. То есть так или иначе эти вопросы решаются.

- Когда вы занимаетесь региональным комплексным развитием, с чем вы сталкивались в регионах? Какие возникают основные сложности?

- Одну проблему я уже обозначил, - недостаточная квалификация кадров. Причем в том числе административного аппарата. Проблема вторая – это отсутствие должного финансирования этих работ. Трудно требовать от регионов получения столь же качественной документации, как в Москве или в Санкт-Петербурге, за гораздо меньшие деньги.

А ведь комплексный подход предполагает много полевой исследовательской работы. Можно, конечно, не покидая Москвы на коленке дать какие-то предложения по стратегии развития регионов. Но правильный подход предполагает проведение ряда исследований на месте, опросов общественного мнения, изучение краеведческой информации, поездки по районам. На бумаге может быть одна ситуация, а на деле все обстоит совсем иначе. Например, по документам есть огромное предприятие, на котором работает 70% населения моногорода. А на самом деле оно давно уже не функционирует как единое производство и целиком сдано в аренду.

- Если я вас правильно понял, то ваши сотрудники выезжают в регионы и подолгу там находятся?

- Институт на всем протяжении своего существования понимал, что невозможно заниматься разработкой градостроительной документации, не прочувствовав жизнь на месте. Мы даже открывали свои представительства в регионах, и наши сотрудники отправлялись в долгосрочные командировки.

- А насколько сильно местная власть помогала вашей работе?

- Если это стратегия развития региона, то она, естественно, разрабатывается совместно с администрацией. Другое дело, власть может принимать как активное участие, так и пассивное. При разработке документов территориального планирования местное руководство обычно активно принимает в этом участие. Хотя зачастую приходиться заниматься еще и обучением чиновников на местах.

Главы районов, местная администрация далеко не всегда обладают стратегическим видением. Они хорошо чувствуют сиюминутные проблемы населения. Но из-за этого вся их деятельность направлена на латание постоянно возникающих дыр, и они не задумываются о комплексном развитии территории в будущем и о позитивных последствиях изменений. Такая позиция зачастую вызывает неприятие предлагаемых проектировщиками решений. Например, планируемая дорога для отдаленного района - это драйвер его развития, это инвестиции и развитие бизнеса в перспективе. Но местные управленцы к проекту могут отнестись негативно просто потому, что это приведет к появлению шумного транспорта под их окнами, а они привыкли к тишине. Возможно, я немного утрирую, но нередко изменения воспринимаются именно так.

- Ваш институт занимается, в том числе, благоустройством Москвы? По этому поводу существуют очень разные мнения. Одни считают, что все просто великолепно. Другие - что это какой-то кошмар с точки зрения расходования средств: бесконечная перекладка коммуникаций, плитки. Что вы можете сказать по поводу того, что сейчас происходит в этой сфере?

- Недовольные есть всегда. Мне не очень понятно, какие аргументы у тех людей, которые против изменений. Чтобы оценить проделанную в столице работу, нужно задать вопрос: правильно или неправильно ставятся задачи перед благоустройством? Что мы хотим получить в итоге? После этого уже можно вести конструктивный диалог и обсуждать, как изменилась Москва, какие были найдены решения по организации пешеходного общественного пространства, как повысилась «проницаемость территорий»…

- Что под этим следует понимать?

- Я говорю о вовлечении в хозяйственный оборот территорий, обнесенных заборами и ранее непригодных даже для транзитного движения, и об организации здесь пешеходных связей. Эти мероприятия достаточно затратные, и на первый взгляд, кажутся неочевидными.

В целом, если посмотреть на центр Москвы в ретроспективе 10 лет, то без труда можно заметить позитивные перемены в городском облике. Рекламные растяжки на улицах, многочисленные кабели и провода были натянуты вдоль дорог, между зданиями, а теперь их больше нет. Они убраны под землю. Если посмотреть на любой участок в центре и оценить там плотность сетей, то становится очевидным колоссальный масштаб проделанной работы. А ведь инженерные коммуникации - лишь одна составляющая часть программы по формированию комфортной среды в столице.

Огромное внимание уделяется при благоустройстве организации комфортного движения и формированию мест рекреации. Безусловному разделению движения транспорта, в том числе велосипедного и пешеходов.

В моем понимании разумная трата средств на благоустройство – это, вне всякого сомнения, благо. Такие расходы необходимы, если город хочет соответствовать современным мировым стандартам. Не стоит забывать и про экономическую составляющую. С повышением уровня благоустройства растет капитализация бизнеса, расположенного на прилегающих территориях. Даже есть такой расчет, что один рубль бюджетных инвестиций в благоустройство генерирует три рубля коммерческих поступлений в бюджет в виде налогов.

И, конечно, благодаря благоустройству город становится удобнее и комфортнее для туристов и иностранцев, что также дает дополнительный доход столичному бюджету.

- С этим не поспоришь, но средства всегда ограничены. Может, их стоит вложить в другие сферы?

- Вы правы, средства ограничены, и важно определить, как их потратить наиболее оптимально для нужд города. Но благоустройство вовсе не самая большая статья расходов в Москве, хотя и, на мой взгляд, обязательная. Недавно в столице утвердили очередную Адресную инвестиционную программу на 2020-2023 годы. Больше всего денег в ней направлено на строительство дорожно-транспортной инфраструктуры, которая включает УДС, метрополитен, связанную с этим перекладку инженерных коммуникаций и так далее. По объемам выделенных средств эта часть программы больше, чем все остальные части вместе взятые. Но развитие транспортной сферы жизненно необходимо для того, чтобы повысить капитализацию городского пространства, сделать город более привлекательным как для бизнеса, так и для населения, туристов.

- То есть вы в целом считаете, что то, что делается в Москве, делается, в целом, верно и целесообразно?

- Я считаю, что общий вектор выбран правильно. Конечно, в каких-то локальных местах есть перегибы в ту или иную сторону. Но без ошибок не бывает достижения цели. Если оценивать, как меняется Москва в последнее время, то мне это нравится. И я очень рад, что наш институт имеет к этому процессу непосредственное отношение.

- Тогда расскажите о вашем вкладе в преобразовании Москвы?

- Значительный объем деятельности Института комплексного развития территорий приходится на разработку документации по планировке территории и создание градостроительных концепций. Институт разработал порядка 50 проектов планировки территорий, которые получили одобрение правительства Москвы и утверждены соответствующими Постановлениями Правительства Москвы. При подготовке таких документов мы уделяем огромное внимание все тому же комплексному подходу. Мы стараемся не браться за проекты планировок, связанные с реализацией исключительно какого-то коммерческого «точечного» объекта, допустим, жилого дома. Мы пытаемся решать вопрос комплексно, чтобы строительство жилого дома сопровождалось развитием социальной, транспортной инфраструктуры, рекреационных зон, озелененных территорий.

- А какой-нибудь конкретный пример, можете привести?

- Например, сегодня очень актуальна тема реорганизации производственных зон. Мы в свое время разработали два проекта планировки промзоны «Калошино» и предложили транспортные решения, строительство объектов социальной сферы, а также создание рекреационных зон, которые учитывают расположение рядом квартала реновации. Это позволяет не только инвестору реализовать свои замыслы по строительству квадратных метров на продажу, но и создать необходимую инфраструктуру для всего района, отвечающую задачам и потребностям в том числе муниципальной застройки.

- А то, что реализовано или реализуется, насколько соответствует вашей концепции, вашим идеям?

- Сегодня соответствие проекта концепции достаточно жестко соблюдается, потому что проекты планировки разрабатываются в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Это публичные документы, которые формируются на основе обсуждения с населением и другими заинтересованными сторонами. Если проект планировки получает положительное заключение, то он становится нормативным документом. Инвестор, который придет осваивать эту территорию, уже не «забудет», как это часто бывало в прошлом, построить школу или детский сад, если принимал на себя эти обязательства.

- А вы сами смотрите за тем, как осуществляется ваша концепция?

- Конечно. Хотя юридически не существует такого понятия как авторский надзор за реализацией градостроительной документации. Может быть, и зря. Но мы все равно анализируем ту работу, которую делают по нашим проектам, и учитываем ошибки, которые мы могли допустить при разработке.

К сожалению, в последнее время наметилась на мой взгляд негативная тенденция отказа от разработки проектов планировки (исключением является разработка проектов планировки кварталов реновации). Все градостроительные проработки ограничиваются локальным внесением изменений в правила землепользования и застройки. Однако проект планировки, в отличие от предложений по внесению изменений в ПЗЗ, предполагает комплексный подход к развитию территории, а не только локального участка. Во время разработки проекта планировки проводится масштабное исследование, какая инфраструктура необходима всей территории, какие причинно-следственные связи здесь существуют, и что повлечет за собой создание нового объекта. Проект планировки дает четкое понимание, как изменится ситуация в районе. А когда вносятся изменения в правила землепользования и застройки в части отдельного участка, полная картина часто не видна.

И проект планировки, и ПЗЗ проходят публичные слушания. Но одно дело, когда на публичные слушания выносится документ, четко демонстрирующий все аспекты развития. И другое дело, когда вниманию жителей предлагается схема из правил землепользования и застройки, где на белом фоне нарисован квадратик и написано: сейчас плотность застройки 20, а завтра будет 45. Обычному человеку сложно разобраться в такой документации и естественно представить себе последствия ее реализации.

- Важная сфера деятельности института – экологическая. А в чем конкретно она выражается?

- Мы занимаемся разработкой специальных разделов проектов, связанных с оценкой воздействия объектов на окружающую среду. Основная задача при этом - обеспечить соблюдение нормативных требований в части экологии и предложить природоохранные мероприятия, обеспечивающие экологичность процесса.

Кроме этого, мы занимаемся разработкой проектов организации санитарно-защитных зон (СЗЗ). Сегодня это чрезвычайно актуальная задача. Институт, например, в свое время разработал уникальную методику оценки воздействия на окружающую среду при разработке проектов организации СЗЗ кладбищ.

- Кладбищ?

- Да. Кладбища – неотъемлемая часть города, настолько привычная, что никто не обращает внимания на него как на объект, оказывающий воздействие на окружающую среду. Это, в первую очередь, попадание загрязняющих веществ в грунтовые и поверхностные воды. Как я уже говорил, мы предложили методику оценки воздействия на окружающую среду при разработке проектной документации санзон кладбищ, опирающуюся на гидрогеологическое моделирование. Наш институт уже успел поработать с большим количеством таких объектов. Последний, который был утвержден решением Роспотребнадзора, – это Троекуровское кладбище.

- То есть, вы считаете, что необходимо санитарные зоны сокращать, используя современные технологии?

- Конечно! Промышленные и коммунальные предприятия платят только лишь за территорию, которую они непосредственно занимают. СанПиН определяет размер санитарно-защитных зон вокруг участков предприятий, который априори гораздо больше территории, непосредственно занятой предприятием. Есть пять классов вредности предприятий. Первый класс СЗЗ – 1000 метров. Таких объектов в городе, к счастью, не так много, но они есть – например, крематории. 500 метров – второй класс. 300 метров – третий класс. 100 и 50 метров – четвертый и пятый класс соответственно. Больше всего в столице объектов четвертого и пятого класса.

Например, 300 метров – это санзона обычной районной котельной. Если геометрически представить себе эту территорию, то она гораздо больше, чем площадь самого объекта. А если мы рассмотрим кладбище площадью, например, 20 гектар? Санзона у него 500 метров. Представьте, какая огромная площадь фактически изъята из хозяйственного оборота города. Налоги за нее никто не платит.

При этом до недавнего времени предприятию было безразлично, какого размера у него санзона. Это волновало лишь застройщиков сопредельных территорий. Но в прошлом году Правительство РФ приняло 222-е постановление для того, чтобы отрегулировать взаимоотношения в этой сфере. Предприятия обязали разрабатывать проект организации СЗЗ. В противном случае они будут нести ответственность за те последствия, которые их функционирование оказывает на объекты, расположенные в пределах регламентной зоны.

По СанПиНу территория воздействия объекта может быть либо меньше регламентной санзоны, либо ей соответствовать. Больше она быть не может. Соответственно, проект организации СЗЗ нацелен на то, чтобы минимизировать установленную санитарно-защитную зону. За счет чего? Прежде всего, за счет реализации природоохранных мероприятий на предприятии.

Получается, что разработка проекта санзоны – это выгодная для всех сторон инициатива. Благодаря проекту, решаются экологические вопросы, снижается уровень антропогенного воздействия предприятия, а также вовлекаются в городской оборот территории, освобожденные от обременения. Кроме того, сокращение СЗЗ способствует повышению положительного социального эффекта, связанного с минимизацией воздействия предприятий, повышением его социоэкологического, если можно так сказать, имиджа.

По нашим подсчетам, санитарно-защитные зоны сегодня в Москве занимают порядка 66 тысяч гектаров или 40% от застраиваемых территорий. За счет разработки проектов организации санзон обеспечивается вовлечение в оборот порядка 70% территорий, в настоящее время накрытых этими зонами. То есть снятие обременений поможет высвободить около 48 тыс. га городских территорий!

- Что такое социоэкокультурный каркас городов? И как это связано с комплексным развитием?

- Социоэкокультурный каркас – важнейшее условие устойчивого развития города. Это понятие включает, прежде всего, баланс различных элементов городской жизни - социального фактора, экономических реалий, экологических требований, бережного отношения к истории. Внимательное отношение ко всем этим составляющим позволяет в будущем получить комфортную среду проживания, которая будет соответствовать самым современным стандартам и отвечать потребностям населения.

- Мой заключительный вопрос связан с тем, что вы считаете, чем бы надо заняться в сфере вашей деятельности, чем, может быть, недостаточно сейчас занимаются? Или в ближайшее время станет особенно актуальным?

- Я считаю, что необходимо в значительной мере сместить акценты на популяризацию разработки документации по планировке территории. Точечность внесений изменений в ПЗЗ может привести к негативным последствиям. Уже есть прецеденты, когда не были учтены сопутствующие вопросы социальной сферы, что привело к серьезным проблемам. Необходимо реализовывать принцип комплексности при планировании развития городского пространства.

По-прежнему важным является разработка проектов организации санзон, экологическое проектирование. Недавно мы получили сертификат Роспотребнадзора, который позволяет проводить оценку рисков окружающей среды для здоровья населения. Он необходим при разработке проектов санзон для объектов первого и второго класса. Очень немногие проектные институты являются обладателями данного сертификата.

Также нужно больше внимания уделять вопросам рекультивации территорий, нарушенных предыдущей хозяйственной деятельностью, загрязненных отходами. Не стоит забывать и про реабилитацию территорий, прежде всего, объектов природного комплекса. Реабилитация и благоустройство таких территорий – это тоже очень серьезная задача. Причем это не значит, что их надо застроить, наоборот, важно сохранить там природную компоненту при повышении их рекреационной привлекательности. Вот собственно, наши основные задачи.

Источник: ИА "Строительство"

Реорганизация промзоны позволяет увеличить число рабочих мест в 2-2,5 раза

pastuh

6 августа в выставочном центре «Дом на Брестской» состоялась конференция «Реорганизация промзон: практика и перспективы», организованная ГБУ «Мосстройинформ». В ней приняли участие представители бизнеса (девелоперы, инвесторы), органов власти (отраслевые департаменты и учреждения), проектных организаций, архитектурных бюро, консалтинговых, аналитических агентств и профильных институтов и ассоциаций.

В ходе конференции проанализированы реализованные и планируемые к реализации проекты, международный и российский опыт, форматы и подходы к реорганизации бывших промзон. Эксперты обсудили алгоритм принятия решений по преобразованию или сохранению данных пространств, а также влияние индустриального наследия на прилегающие территории.

Руководитель направления по разработке ППТ Института комплексного развития территорий (ИКРТ, входит в состав коллаборации QUITE WHITE) Игорь Пастушков рассказал, что сегодня площадь столичных промзон составляет порядка 19 тыс. га - более 17% всей территории старой Москвы. «Большая часть территории этих промзон уже не используется. Мы стараемся реанимировать территории «ржавого пояса» и вернуть их столице и ее жителям», – сказал он.
Институт комплексного развития территорий более 20 лет занимается разработкой проектов планировок территорий, в том числе производственных территорий. Общая площадь таких территорий составила около 640 гектаров. Некоторые из этих проектов уже реализуется - например, жилой комплекс «Сиреневый парк» в районе Тагильской улицы.

Игорь Пастушков отметил, что одна из тенденций по редевелопменту промзон – размещение на территории бывших промплощадок современных и удобных жилых кварталов, полностью обеспеченных социальной инфраструктурой – школами, детскими садами и поликлиниками. Новые кварталы, спроектированные ИКРТ, отличает компактность и многофункциональность – все социальные и культурные сервисы находятся в ближайшей доступности горожан, исчезает необходимость ездить за ними в другие районы и центр города.

Однако реорганизация промзоны не означает сокращение производства и рабочих мест, указал Игорь Пастушков. «Для тех предприятий, которые планируют остаться и развивать свое производство, мы предусматриваем специальные кластеры с закреплением всех необходимых санитарно-защитных ограничений», – уточнил он. Создание технопарков и технополисов на месте бывших складских помещений позволяет в несколько раз увеличить количество рабочих мест, а так же повысить их «качество» и модернизировать структуру занятости населения.

«Исходя из нашего опыта и практики редевелопмента промзон количество рабочих мест увеличивается в среднем в 2-2,5 раза при грамотно проведенной комплексной реорганизации», – резюмировал эксперт.

"Комсомольская правда": Собянин рассказал о мерах поддержки развития периферийных районов

2

10 июля, мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о льготах для инвесторов, создающих точки роста за пределами Третьего транспортного кольца (ТТК). Об этом мэр написал в блоге на своем персональном сайте.

По его словам, ситуация с избыточной маятниковой миграцией в Москве постепенно исправляется к лучшему. За последние 8 лет в бывших промзонах, Новой Москве и на других площадках в удаленных от центра районах построено порядка 15 миллионов квадратных метров коммерческой недвижимости. В основном это магазины, офисы, технопарки и разные нежилые площади, на которых создаются новые рабочие места.

«Маятниковая миграция является проблемой многих мегаполисов мира, - написал Сергей Собянин. - Но в Москве она достигла запредельных масштабов. Еще несколько лет назад порядка 3,5 миллионов человек ежедневно по утрам устремлялись в центр. А вечером этот поток людей и машин шел в обратном направлении».

Как уточнил мэр, в 2010 году в центре находилось 43% рабочих мест. А сегодня их доля сократилась до 35%. «Тем не менее, дефицит рабочих мест за пределами ТТК по-прежнему ощущается достаточно сильно, - отметил Собянин. - Мы решили сделать следующий шаг: ввести финансовые льготы для инвесторов, создающих места приложения труда за пределами центра».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПЛАТЕЖ ОТМЕНЯЕТСЯ

Суть новшества в следующем. По действующему в Москве порядку в первый год строительства или реконструкции здания застройщик обязан внести в бюджет дополнительный повышенный платеж за земельный участок. Эта сумма зависит от плотности застройки и составляет от 5% до 80% кадастровой стоимости. Теперь правила упрощаются.

«Принятое на этой неделе постановление правительства Москвы отменяет этот дополнительный платеж в случае строительства или реконструкции зданий коммерческого назначения за пределами ТТК, - сообщил Сергей Собянин. - При строительстве жилья или апартаментов дополнительный платеж будет по-прежнему взиматься».

Новые стимулирующие меры поддержки принесут пользу и городу, и жителям, и бизнесу. Ведь, как отметил мэр, новая льгота снизит себестоимость строительства или реконструкции зданий коммерческого назначения на 8 - 10%.

«Уменьшение маятниковой миграции улучшит транспортную ситуацию и экологию, - подчеркнул Собянин. - Меньше машин на дорогах означает и меньше выбросов в атмосферу. Бюджет от предоставления этой льготы ничего не потеряет. Неполученные на старте проекта средства вернутся сторицей за счет роста инвестиций в строительство и налогов на бизнес, который будет работать в новых офисах и магазинах».

РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ЭКСПЕРТЫ ПОДДЕРЖИВАЮТ РЕШЕНИЕ

Главное в инициативе городских властей - самый крупный выигрыш от новой льготы получат москвичи. Многие теперь смогут устроиться на работу недалеко от дома. «Ведь даже 20 минут ежедневной экономии, на дороге, за год складываются в 3 дня, которые можно использовать с гораздо большей пользой», - заключил мэр.

Многочисленные эксперты, архитекторы и представители бизнеса, поддержали решение Сергея Собянина. По их мнению, новшество повысит качество жизни в столичных районах. При этом будут созданы новые возможности для развития бизнеса в московском регионе.

- Эта инициатива позволит запустить простаивающие проекты коммерческой недвижимости за ТТК, что создаст локальные центры деловой активности и, как следствие, приведет к развитию районной инфраструктуры, - говорит Петр Кудрявцев, партнер Citymakers. - А за этим уже идет повышение качества жизни в районе. Важно, чтобы в этих проектах всегда существовал баланс функций - иначе возможны перегрузки существующей социальной и транспортной инфраструктуры, а также общественных пространств. Важно и дополнение к деловым функциям «третьей» функции - культуры, спорта, образования, причем разных масштабов - локального, районного, городского значения. Это позволит ускорить процесс децентрализации города.

Девелоперы оценивают инициативу властей города как еще один стимул для развития своих проектов по всему городу, а не только в центре.

- Это постановление безусловно станет еще одним стимулом для девелоперов развивать коммерческую функцию в проектах комплексного освоения по всей территории города, а не только в центре, - сказал Алексей Добашин, генеральный директор концерна «Крост». - Мы фиксируем повышенный спрос на объекты коммерческого назначения именно за пределами ТТК как со стороны потребителей (товары и услуги в шаговой доступности), так и среди инвесторов и арендаторов, которые готовы развивать бизнес на этих площадях с доходностью до 12% годовых.

Правильно реализованная коммерческая функция создает много рабочих мест, уменьшает маятниковую миграцию и формирует полицентричный мегаполис, согласно концепции развития города, реализуемой Сергеем Семеновичем Собяниным и правительством Москвы.

Причем коммерческая функция необязательно должна быть реализована в формате крупных торговых моллов или офисных центров. Одно из эффективных проектных решений, которое способно изменить город - торговая галерея, объединяющая функцию прогулки и покупок. Такое решение, которое мы сегодня активно внедряем в Москве, не выносит коммерческую функцию за пределы жилого пространства, а делает ее частью прогулочной зоны жилого двора, вдоль которой располагаются предприятия торговли и услуг.

Мнение архитекторов совпадает с оценкой остальных экспертов.

- В последние годы много усилий и средств вкладывалось в развитие транспортной инфраструктуры города, - говорит Анна Курбатова, директор Института комплексного развития территорий, основатель коллаборации QUITE WHITE, профессор Международной академии архитектуры (МААМ). - В результате фактически сформирована равномерно распределенная в границах МКАД структура транспортного обслуживания. Она создаёт потенциал для рассредоточенного развития других инфраструктур города.

Одновременно с этим сформирована программа реновации жилого фонда. Площадки, вошедшие в неё, формируют пояс в срединной зоне города. Эти ожидаемые изменения планировочной структуры также будут создавать предпосылки для изменения центров активности в городе.

Остаётся добиться соответствующей трансформации центров мест приложения труда и рекреации. Благодаря им, город может претерпеть кардинальные планировочные трансформации.

Постановление правительства Москвы, которое вводит льготы для инвесторов, занимающихся строительством или реконструкцией зданий коммерческого назначения за пределами Третьего транспортного кольца, позволит приблизить рабочие места к районам массового проживания людей, а значит, повысит качество жизни в столице.

Такие же подходы к развитию районов озвучивают и иностранные эксперты.

- Преимущества мегаполиса заключаются в экономии за счет масштабов пространства и плотности населения, а также в социальном и экономическом развитии, - отметил Оливер Лах, глава исследовательского подразделения, Wuppertal Institute, координирует инициативу «Городская электромобильность» (UEMI) и программу ООН-Хабитат «Urban Pathways». - Однако необходимо фокусироваться на создании полицентричной системы: внутри города должно находиться несколько городов со всеми удобствами, возможностями, рабочими местами и развитыми сервисами, доступными для каждого. Это именно то, что уже происходит в Москве, и нужно продолжать работать над созданием городов в городе.

Источник: "Комсомольская правда"

Пять центров в Новой Москве подходят для создания современных студенческих кампусов

1

4-7 июля в парке «Зарядье» проходит ежегодный Московский урбанистический форум (MUF 2019) – крупнейшее мероприятие в России в области архитектуры, урбанистики и градостроения.

Директор Института комплексного развития территорий, основатель коллаборации QUITE WHITE Анна Курбатова приняла участие в двух панельных дискуссиях форума – «Большой Париж – Большая Москва. Практики устойчивого развития территорий» и «Умный район. Цифровая трансформация городской среды». Также она выступила модератором на сессии «От «спальника» к кварталу. Видение будущего для микрорайонов Москвы», которая состоялась на форуме «Мой район» в рамках MUF.

На панельной дискуссии «Большой Париж – Большая Москва. Практики устойчивого развития территорий» представители двух столиц обсудили необходимые условия для устойчивого развития присоединенных территорий, современные подходы к этой проблеме и уже апробированные эффективные практики. На сессии выступили руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин, президент метрополии Большого Парижа Патрик Олье и другие.

В ходе дискуссии Анна Курбатова рассказала о том, что помочь развитию новых территорий столицы могло бы создание студенческих кампусов.

«За рубежом проекты развития кампусов – это мощный драйвер развития территорий, способный увеличить стоимость расположенной рядом земли. Я не знаю, сколько будут стоить земли в Новой Москве после строительства кампусов, но я очень хорошо понимаю, что это значительный экономический драйвер развития», – сказала она.

По словам Анны Курбатовой, у Москвы уже есть опыт в этой сфере – аналогичным образом создавался кластер МФТИ в Долгопрудном, который сегодня входит в сотню лучших университетов мира и занимает второе место в рейтинге университетов России. «По просьбе института мы разрабатывали концепцию «Физтех 21» и глубоко изучили эту тему», – сказала она. В 40-х годах прошлого века МФТИ выделили отдельную территорию в ближайшей периферии Москвы, где была хорошая транспортная доступность. «Здесь начался выпуск специалистов, причем специалистов, которые работали на стыке науки, образования и производства. Это как раз тот формат, который на наш взгляд сегодня является наиболее успешным», – отметила Анна Курбатова.

Местами для развития кампусов могли бы стать поселение Рязановское или поселение Десеновское. «Всего, по нашим исследованиям, на территории Новой Москвы расположено 5 центров в составе уже разработанных проектов планировок, где могла бы с градостроительной точки зрения хорошо развиваться функция университетских кампусов», – сказала Анна Курбатова. При этом наиболее перспективным стало бы создание образовательных кластеров педагогических и пищевых вузов, а также учреждений, дающих образование в области спорта и здорового образа жизни, добавила она.

Кампусы для Новой Москвы крайне важны, с ними территория начнет жить еще более качественно и интенсивно, подтвердил руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин.

«Мы сегодня готовим предложение мэру. Мы хотим построить первый новый кампус на средства городского бюджета. Причем этот кампус мог бы быть пригодным для любого вуза – это общежитие, учебные корпуса, то есть все, что необходимо для полноценного современного кампуса. А затем уже переселить на эту территорию какой-то из вузов, а освободившиеся земельные участки и здания в Москве реализовать и тем самым скомпенсировать средства города», – добавил он.

«Закончилась эпоха, когда скамейки были основным показателем благоустроенного пространства»

 Анна Сергеевна

За 30 лет своей работы глава урбоколлаборации Quite White Анна Курбатова накопила, пожалуй, исключительный опыт в том, что можно назвать ревитализацией среды. О жизни города в режиме «тонкой настройки», новом облике окраин и «нерезиновой» Москве она рассказала корреспонденту «Московской перспективы»

Не только скамейки

- Что сегодня подразумевается под понятием «Комфортная городская среда»? Как оно трансформировалось за последние 10 лет?

- Подходы к формированию среды изменились вместе с принципами планирования городского пространства. Во времена Советского Союза основным критерием комфортной среды считалось наличие объектов социального обслуживания в шаговой доступности. Упрощенно концепция была такова – социалистическое государство гарантирует гражданину безопасность и определенный перечень бесплатных услуг рядом с его домом.

Сегодня эта парадигма сохранилась только для сервисов, которые по-прежнему входят в социальный пакет – например, для здравоохранения и образования. Остальные услуги стали распределяться по местам притяжения, чему способствовали возросшая автомобилизация и мобильность населения. Современный горожанин может позволить себе выбрать, куда именно ему хочется поехать поужинать или провести досуг.

Фактор личного выбора серьезно поменял отношение к понятию комфорта. Комфортно не там, где больше всего скамеек, а там, где интересно. Закончилась эпоха, когда скамейки были основным показателем благоустроенного пространства. Городская среда должна быть доступной, безопасной, креативной и экологичной. Она позволяет человеку удовлетворить его социальные потребности, включающие интеллектуальное и физическое развитие, заботу о собственном здоровье. То есть, чтобы территория стала востребованной, нужно создавать места, наполненные разнообразными, максимально диверсифицированными функциями.

- То есть, к примеру, должна быть площадка для ворк-аута, лекций, уличный стрит-фуд и тому подобное, как в арт-кластерах?..

- Примерно...

- Но ведь такое возможно только на каком-нибудь «Хлебозаводе» или «Флаконе»…

- Арт-кластеры – это большая и специфическая история, которая не может жить сама по себе. Поэтому у всех аналогичных территорий есть управляющая компания, которая регулирует их активность. Конечно, в каждом районе Москвы такого не сделаешь, но можно создать небольшие локальные центры. Например, остались общественные библиотеки, которые сегодня обретают вторую жизнь в качестве коворкингов или культурных центров, максимально насыщенных разными видами активностей.

Такие модульные площадки удобны еще и тем, что легко подстраиваются под нужды социума. Когда мы занимаемся благоустройством по программе «Мой район», нам приходится работать с с территорией, которая уже «живет». Не возникает вопроса, какими активностями ее насытить – наполнение определяется потребностями живущего здесь населения. А модульные центры можно конвертировать в любой нужный формат.

Места притяжения становятся ключевыми узлами городского развития, которые решают самые разные социальные задачи: досуг молодежи, заботу о стариках, воспитание детей и так далее. Дальше методами комплексного благоустройства мы превращаем их в новые «точки роста» - подводим туда комфортные пешеходные и велосипедные маршруты, устанавливаем современную качественную уличную мебель, по необходимости немного сдвигаем остановки общественного транспорта, парковки для машин и многое другое. Можно сказать, проводим такой тюнинг городской среды под уже новый стиль жизни.

Миссия «Капотня»

- Чем принципиально отличается благоустройство в центре города и, например, в Капотне, проектом благоустройства которой вы занимались?

- Разные районы стартуют с разных позиций. Там, где уже стоят скамейки, надо заниматься другими вопросами. Там, где скамеек нет, надо их поставить, потому что есть минимальные стандарты благоустройства. В каждом проекте мы традиционно разрабатываем планировочное решение и его насыщение разными элементами – дорожками, лавочками, фонтанчиками, цветниками. Это первый слой нашей деятельности - материальный.

На любой территории важно не только учитывать наличие или отсутствие каких-то объектов, но и смотреть на функции, которые она должна выполнять, думать, как благоустройство отразится на социуме, поможет оно потушить имеющийся здесь негатив или, напротив, создаст дополнительные проблемы. Это второй слой.

Третий слой – управление. Сохранением и развитием благоустроенной территории должна заниматься управляющая компания, управа или дирекция парка. Этот слой так же необходим, как первый и второй.

Жители часто обращают внимание только на материальный аспект нашей деятельности, и судят проект в духе «ой, там опять лавочки». Задача же проектировщиков – сделать такую планировочную структуру, которую можно наполнить необходимыми функциями и которой можно управлять. Работая на рынке уже около 30 лет, мы прекрасно понимаем, в каком направлении развиваются тренды, что нужно сделать, чтобы благоустройство заработало.

В одних районах не хватает поликлиник, в других - детских учреждений, в третьих – парков или городских общественных пространств. Все эти и другие проблемы планируется решать так, чтобы в каждом районе была своя комплексная программа, в том числе развитие общественных пространств и благоустройство территорий.

Новая программа может быть успешной, если задействует все слои градостроительной активности и сможет подстраиваться под тренды и запросы горожан. Из сегодняшнего дня мы не всегда может верно предугадать, как будет использоваться наше пространство, потому что пользоваться им будут те, кому сейчас 10 лет. Это история, устремленная в будущее.

- Как предугадать поведение пользователей благоустроенной территорией? Как сделать так, чтобы новый сквер не стал злачным местом со всеми вытекающими?

- Можно ввести те функции, благодаря которым город сам себя охраняет. Например, организовать круглосуточное освещение темных участков улиц, поставить видеокамеры и проложить оживленные тротуары, по которым люди будут гулять вечером. Сделав пространство открытым и транзитным, мы уберем маргинальные элементы и повысим уровень порядка.

- Можно ли оценить степень влияния благоустройства на рост экономического благосостояния той или иной территории?

- Думая о том, где купить квартиру, вы сразу будете оценивать, насколько комфортно будет в ней жить. И вы никогда не купите жилье там, где качество окружающей среды и уровень безопасности не отвечает вашим потребностям и потребностям ваших детей. Благоустроенная территория дает огромный бонус в конкурентной борьбе девелоперов за покупателей. При этом качественное благоустройство не обязательно должно быть дорогим, но его акценты должны точно соответствовать территории. Например, на Красной площади немыслимо делать деревянный забор, а в Отрадном он будет очень неплохо смотреться.

Выгоду от качественного благоустройства замечает и сама Москва. Напрямую просчитать экономический эффект вряд ли возможно. Чем удобнее и интереснее город, тем охотнее его посещают туристы. Это благотворно отражается на столичной экономике. Но вместе с благоустройством для туристов важно развивать и транспортную доступность, а транспорт – это красные линии, в границах которых не растет ничего живого. Поэтому важно соблюсти баланс между двумя этими направлениями. Главное – и не перестараться и не недостараться.

- Делая город комфортнее, мы делаем его более привлекательным для приезжих, что естественно. А вообще, насколько резиновая Москва и как много людей она еще может вместить?

- Смотря о каких именно категориях горожан идет речь. Если о постоянных жителях Москвы с пропиской, то, вероятно, здесь возможности ограничены. Если же речь о том, как сильно может увеличиться туристический поток, то здесь перспективы роста есть. Как уже говорилось, все зависит от качества инфраструктуры и комфорта среды. Москва многого добилась в этом направлении. Сейчас число туристов в два или три раза превышает показатели 2010 года. По предварительным подсчетам экспертов, в 2018 году Москву посетило 23 млн человек. По этому показателю емкость Москвы, я думаю, можно повысить в 2-3 раза в отдельных точках.

- Реновация не приведет к росту населения?

- Нет. Эта программа не увеличивает количество населения, она улучшает качество жизни. К примеру, если три семьи жили в одной квартире, то за счет снижения стоимости квадратного метра в новых домах люди получат возможность взять ипотеку и разъехаться. Численность населения может вырасти, но не из-за реновации, а из-за развития Новой Москвы.

Коллаборация QUITE WHITE примет участие в 24-й международной выставке «АРХ Москва»

235235235555

Научно-проектная коллаборация QUITE WHITE примет активное участие в деловой программе 24-й Международной выставке архитектуры и дизайна «АРХ Москва», которая пройдет с 15 по 19 мая 2019 года в столичном Центральном выставочном зале «Манеж».
17 мая в рамках выставки пройдет дискуссия «Креативная городская среда для «умных городов», организаторами который выступили Фонд «МЦУ «Город», АО «Мосинжпроект» и Института комплексного развития территорий (ИКРТ, входит в QUITE WHITE). Основатель QUITE WHITE, директор ИКРТ Анна Курбатова обсудит с другими участниками дискуссии вопросы внедрения внедрение передовых цифровых технологий в существующую застройку, формирование умных городских районов и новых общественных пространственных для креативного класса.
Исполнительный директор Института градостроительного и системного проектирования (ИГСП, входит в QUITE WHITE) Александр Зайцев 15 мая примет участие в круглом столе «А у нас во дворе: как создать интересное для жителя городское пространство?». Для посещения мероприятия можно зарегистрироваться по ссылке, вход в ЦВЗ "Манеж" по регистрации – свободный.
Кроме того, Александр Зайцев 17 мая станет одним из спикеров дискуссии «Нужна ли девелопменту уникальность?», организованной Ассоциацией инвесторов Москвы. Участники дискуссии будут искать ответы на вопросы, насколько уникальные решения востребованы у потребителя, как исключительность предлагаемых девелоперами решений делает проект успешным, сколько стоит уникальность.
О выставке:
«АРХ Москва» – коммуникационная площадка, объединяющая ведущие зарубежные и российские архитектурные, дизайнерские бюро, девелоперов, а также производителей и дистрибьюторов эксклюзивных материалов. Кураторская работа по подготовке проектов, избирательный подход к приглашению участников и обширная программа мероприятий служат гарантом качества и позволяют позиционировать проект как основное профессиональное и культурное событие в Москве.

 

 

Качественные изменения городской среды позволят удержать цену жилья


666666

Качественные изменения городской среды позволят удержать цену жилья

17 апреля основатель научно-проектной коллаборации QUITE WHITE, директор Института комплексного развития территорий (ИКРТ) Анна Курбатова приняла участие в IX ежегодной дискуссии «Девелопмент в Ленинградской области».

На сессии «Градостроительное регулирование Ленинградской области: барьеры роста на пути трансформаций» обсуждалась важность современного комплексного подхода к проектированию территорий, который обеспечил бы создание комфортной среды проживания. В дискуссии также приняли участие заместитель Председателя Правительства Ленинградской области по строительству Михаил Москвин, председатель комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области Игорь Кулаков, главы муниципальных образований и представители бизнеса.

Михаил Москвин подчеркнул, что условия проживания людей, вне зависимости, город это или деревня, должны быть одинаково комфортными и достойными. «Сейчас активно развиваются пригородные зоны Санкт-Петербурга, зоны интенсивной агломерации. Мы должны доступными градостроительными средствами обеспечить равные для проживания условия для всех людей в Ленинградской области. В этом наша задача», - сказал он. По его словам, в рамках этой работы область ведет работу по приведению документации территориального планирования в соответствие с региональными нормативами градостроительного проектирования.

Основатель научно-проектной коллаборации QUITE WHITE, директор Института комплексного развития территорий (ИКРТ) Анна Курбатова отметила, что при комплексном проектировании часто сосредотачиваются только на тех участках, где планируется новое строительство. «Но если посмотреть в процентном отношении - площади, которых затронет новое строительство, составляют 10-15%. Мы с вами забываем о тех территориях, которые сложились, и с ними надо что-то делать», – сказала она.

В качестве примера успешного развития застроенных территорий Анна Курбатова назвала такие программы Правительства Москвы как «Мой район», «Моя улица», «Наше дерево». По ее словам, качественные изменения среды, в том числе, позволят удержать от падения цену квадратного метра жилья. В практике участников, входящих в коллаборацию QUITE WHITE, есть подобные проекты, которые учитывают сложившиеся в районе социокультурные факторы, в том числе в привязке к транспортной ситуации.

Также Анна Курбатова рассказала о концепции аэротрополисов - новой формы развития территории, ее экономики и среды под влиянием близлежащего аэропорта. Аэропорт является мощным стимулом для создания дополнительных городских и промышленных кластеров в целях социально-экономического развития территории. В портфолио работ участников коллаборации QUITE WHITE есть проект концепции развития территорий в зонах аэротрополисов «Шереметьево» и «Домодедово». Опыт проектирования аэротрополисов может быть интересен правительству Ленинградской области, отметил Михаил Москвин.

Презентационная версия «Доклада о состоянии окружающей среды в городе Москве в 2016 году»

В июне 2017 года ИГСП выполнил для Департамента природопользования и охраны окружающей среды научно-исследовательскую работу «Доклад о состоянии окружающей среды в городе Москве в 2016 году» по материалам, представленным ГПБУ Мосэкомониторинг.

Обложка Презент версияклиматфорум лого

москва панорама

Специально для Первого «Климатического форума городов России», который состоится 21-22 августа в Москве, в центральном выставочном зале «Манеж», наши сотрудники подготовили Презентационную версию «Доклада о состоянии окружающей среды в городе Москве в 2016 году».

Презентационная версия Доклада (клик на PDF презентационной версии) содержит краткий обзор глав его полной версии, демонстрирует тренды временной и пространственной динамики развития климатических, гидрологических, гидрогеологических, биологических процессов, протекающих на территории Москвы, а также процессов загрязнения ее воздушной, водной и акустической сред.

В Презентационную версию вошла аналитическая глава «Территориальное экологическое планирование», которая содержит рейтинги административных округов Москвы по качеству различных компонентов городской среды и предлагает методические рекомендации по управлению качеством городской среды на основе нового подхода к проектированию – территориального экологического планирования.

Дизайн презентационной версии и макет ее динамичной верстки в европейской манере выполнила дизайнерская компания EL MODULE Barcelona под руководством А. Курбатова-младшего. Дизайнеры предложили стильную колористическую палитру и переработали иллюстративные материалы – карты, диаграммы, схемы, графики – в стиле уникальной инфографики.

Строгий дизайн карт формирует образы конкретных территорий, а текучий дизайн ориентированных по вертикали диаграмм, неровный правый край печатного текста символизирует динамичные изменения в природных средах мегаполиса под влиянием антропогенных изменений.

 

А.С. Курбатова для ВЕСТИ.РУ

02

03

04

05

06