GerbPP 130Роль социологических исследований в разработке генерального плана города Павловский посад

Почему часто бывает так, что совсем недавно созданные генеральные планы городов оказываются неактуальными – не создают условия для эффективного управления территориальными ресурсами и устойчивого социально-экономического развития муниципальных поселений?

 

см. также: 

Разработка проекта генерального плана городского поселения Павловский Посад;

Генеральный план Павловского Посада: Вопросы города — ответы проектировщиков.

На наш взгляд, одна из причин в том, что разработчики этих документов не учитывают сложившиеся экономические связи и устоявшиеся функции, которыми города в течение десятков лет «обрастают» на уровнях «регион/агломерация» – «область».

Именно поэтому прежде, чем приступить к работе над генеральным планом Павловского Посада, мы проанализировали его положение на макроуровне (Московской и Владимирской агломераций) и «специализацию» на мезоуровне (Орехово-Зуевской рекреационно-городской системы расселения, выделенной в соответствии с СТП Московской области).

Стратегическое положение Павловского Посада на стыке Московской и Владимирской агломераций, на агломерационной оси Москва – Владимир – Нижний Новгород позволяет определить потенциальные возможности участия  города во «въездных» коридорах, которые образуют Горьковская железная дорога, автомагистрали М7/E22, А107, А108, Носовихинское шоссе.

Основными муниципальными поселениями Орехово-Зуевской рекреационно-городской системы расселения являются Ногинск, Электросталь, Орехово-Зуево и Павловский Посад. Анализ их экономических особенностей и социальной привлекательности показал, что на фоне

• неудобного в плане транспортной доступности Ногинска (железнодорожная ветка, отходящая к нему от Горьковской железной дороги, тупиковая, поэтому интервалы движения электричек составляют 40 минут и более);

• неблагоприятной в экологическом отношении промышленной Электростали;

• имеющего славу «неблагонадёжного» Орехово-Зуево (город стачек революционно настроенных рабочих, первый город за «сто первым километром» и т.д.).

Павловский Посад воспринимается как самый благополучный город этой «миниагломерации», в котором хотело бы жить большинство участвовавших в специальном социологическом опросе жителей соседних городов. Высокую  привлекательность Павловского Посада как места комфортного проживания определяют

• коренное население города, сохраняющее культурные традиции и относительно высокий уровень духовности, которые определяют самобытность города и снижают уровень криминогенной опасности;

• удобные транспортные связи с Москвой и близлежащими городами, позволяющие свободно удовлетворять ежедневные потребности;

• удобная планировочная структура, не создающая препятствия между функциональными центрами города;

• своеобразная городская среда: внедрение в земли населённого пункта лесных и сельскохозяйственных земель стало «визитной карточкой» города;

• наличие межселенных территорий, которые можно использовать для строительства жилья, обеспеченного объектами социальной, торговой и рекреацией инфраструктур.

Это означает, что если будет

• повышено разнообразие отраслей экономики при максимальном использовании базовых структур;

• создано достаточное количество мест приложения труда, диверсифицированных с современными запросами населения;

• улучшены транспортная и пешеходная проницаемость города (развиты дорожная инфраструктура, городской и железнодорожный транспорт, велосипедное и водное сообщения),

город сможет решить основные проблемы, снижающие качество его среды и инвестиционную привлекательность его территорий, а также обрести новую функцию – стать опорным городом Орехово-Зуевской системы расселения, местом комфортного городского проживания населения ближнего восточного Подмосковья. Поэтому приоритетными предложениями нового генерального плана Павловского Посада стали

комплексная реорганизация застроенных территорий и жилищное строительство на свободных от застройки территориях, которые должны обеспечить максимальный эффект его развития.

Для их уточнения были проведены дополнительные социологические исследования, которые привлекли внимание общественности и включили её в процесс принятия градостроительных решений.

Тел: +7 (495) 789-6556 • Факс: +7 (495) 789-6556 • e-mail: info@ikrt.ru
© «Институт комплексного развития территорий», 2008–2017IKRT.RU Все права защищены ©