Герб Переславль-ЗалесскогоОсновные положения градостроительной концепции Переславль-Залесского

Город, создававшийся в течение девяти столетий, имеет сложившуюся планировочную структуру, отражающую различные этапы жизни общества. Её необходимо поддерживать ради сохранения уникальности Переславля, обуславливающей его туристическую привлекательность. Однако в современных условиях эта планировочная структура не может обеспечить развитие города, так как не имеет необходимых современному городу функционально-планировочных зон и участков.

Сегодня развитие города может идти только за счёт создания центров деловой, административной и общественно-культурной активности.

см. также Концепция градостроительного развития Переславля-Залесского

Предложения по формированию функционально-планировочной структуры города

Анализ тенденций градостроительного развития Переславля-Залесского показал, что в настоящее время в городе формируются три центра общественно-деловой активности –  Общественно-деловой, Общественный и Сервисный (карта 1).

Функционально-планировочные образования города Переславля-Залесского

Карта 1. Функционально-планировочные образования города Переславля-Залесского.

Общественно-деловой центр

Общественно-деловой центр располагается в районе Народной площади. В последние годы отмечается тенденция к переустройству исторической застройки и появлению в примыкающих к площади кварталах новых зданий для размещения офисов, торговых и социальных объектов. При этом нет единого чёткого плана реконструкции зоны центра, включая планировочную структуру, улично-дорожную и инженерную сети, ветхие здания и сооружения, действующие и недействующие промышленные объекты.

В результате наблюдается «расползание» функции центра и формирование рыхлой градостроительной ткани низкого экономического и социального качества. Кварталы утрачивают не только центральные пространства, которые перестают быть внутренними дворами и превращаются в свалки, но и фасады застройки. В отдельных случаях исторические здания заменяются современными постройками с низкой архитектурной ценностью фасадов, а в ряде случаев на месте снесённых зданий возникают пустыри. Таким образом, утрачиваются историческая планировка – основа своеобразия городской среды, привлекающая туристов, и архитектурный облик застройки. И те, и другие потери невосполнимы.

Эти процессы можно классифицировать как негативные, т.к. в условиях действующей системы земельно-имущественных отношений стихийные и неэффективные с точки зрения города локальные изменения застройки могут и будут экономически «закреплять» функционально-планировочные ошибки, делая невозможным комплексное преобразование городской среды в интересах общественного развития.

Проектные предложения по развитию Общественно-делового центра

Для сохранения ценности города как историко-культурного достояния России и повышения эффективности его экономического развития необходимо предусмотреть работы по реконструкции кварталов в границах, указанных на карте Функционально-планировочных образований

• В кварталах между улицами Конной, Кузнецова, Ростовской и Плещеевской необходимо сформировать зону делового центра для размещения всех административных помещений города и района, а также банковских и деловых офисов;

• В кварталах между улицами Ростовской, Свободы, Трудовой и Трудовым переулком целесообразно организовать общественно-культурный и торговый центр. При этом необходимо предусмотреть активное развитие градостроительного потенциала территорий вдоль улицы Свободы с переключением на неё основных потоков транспорта, въезжающего в город с объездной дороги. Учитывая, что на этой трассе расположен въезд в промышленную зону, целесообразно и в дальнейшем наращивать производственный потенциал города за счёт развития в этом секторе города производственных территорий, а площадки промышленных предприятий, находящихся в центральной части города, постепенно занимать объектами малого бизнеса, образования, досуга и культуры.

• Реконструируя квартал, расположенный в границах улиц Свободы, Ростовской, Кошелевской и Кривоколенного переулка, необходимо предусмотреть организацию на части его территории паркинга для автомобилей и экскурсионных автобусов, т.к. именно этот квартал нужно рассматривать как начало прогулочных и туристических маршрутов.

Общественный центр

Общественный центр города формируется в условиях более активного административного регулирования, обусловленного системой земельно-имущественных отношений. Он располагается в районе много- и среднеэтажной многоквартирной застройки на землях с муниципальной формой собственности. Функция общественного центра состоит в формировании условий для  бытового и культурного обслуживания местного населения по нормируемым стандартам качества и доступности услуг. Именно поэтому его развитие идёт в «плановом порядке», а возникающие вопросы касаются качества, а не количества услуг.

Проектные предложения по развитию Общественного центра

Развитие центра необходимо планировать в направлении повышения уровня благоустройства территории – создания комфортных входных зон с пешеходными подходами из всех микрорайонов многоэтажной застройки и организации условий для отдыха в зимний и летний периоды.

Сервисный центр

Третий центр, условно названый Сервисным, формируется на въезде в город, в зоне пересечения улиц Московской и Подгорной. Его образование связано с развитием в Переславле и его окрестностях дачного строительства. Вследствие специфического спроса возникают торговые предложения не только не только в сфере продажи строительных материалов, но и в сферах общественного питания, торговли продуктами, товарами дачного быта, сувенирными изделиями (плетением из лозы), а также в сфере услуг (рядом открываются гостевые дома и мини-гостиницы). При этом качество оказываемых услуг пока оценивается как невысокое.

Процесс формирования Сервисного центра происходит на землях, находящихся в частной собственности и носит стихийный характер. Поэтому возникают проблемы, связанные с затруднением транспортного движения, искажением облика исторических ландшафтов и архитектурных комплексов, загрязнением водных объектов, грунтов и угнетением структуры зелёных насаждений.

Проектные предложения по развитию Сервисного центра

Стихийные процессы необходимо остановить путём введения норм и регламентов освоения и реконструкции территории в зоне Сервисного центра.

Его развитие необходимо планировать в направлении реорганизации имеющихся территориальных резервов и их использования для создания продовольственной и строительной ярмарок, офисного центра и качественных автопарковок.

Исторический центр (Исторический город)

Важным типом городских территорий является территория Исторического центра, расположенная в границах крепостных валов. Если принять за точку отсчёта величины площадей, используемых под определённые функции, то

• в первую очередь они используются для индивидуальной жилой застройки;

• во вторую – как территории туристических визитов (показа объектов, торговли, общественного питания и т.д.);

• в третью – для организации транзита всех видов автомобильного транспорта;

• в четвёртую – для размещения административных, коммунальных и общественных объектов городского и районного значения.

Такое территориальное сочетание при высокой интенсивности второй, третьей и неконтролируемости первой функций привело к тому, что в Историческом центре сложился ощутимый градостроительный диссонанс. Интенсификация функции транзита транспорта снижает качество городской среды, не давая развиться, прежде всего, культурно-общественной функции.

Проектные предложения по развитию Исторического центра

Для повышения экономической эффективности развития территории Исторического центра на среднесрочную перспективу необходимо

• Предусмотреть строительство внутригородской объездной дороги – полукольца, отводящего потоки транспорта из исторического города в районы нового развития и реконструкции;

• Предусмотреть перевод административных организаций городского и районного уровня из исторических зданий в зону общественно-делового центра с передачей освобождаемых зданий для размещения объектов  туристического  сервиса (музеев, гостиниц, досуговых центров, предприятий общественного питания, торговли и т.д.);

• Предусмотреть разработку и внедрение норм проектирования, строительства и эксплуатации всех зданий и сооружений, расположенных в границах исторического города в части облика фасадов (этажности, стиля, колористических решений фасадов и заборов, качества и стиля благоустройства и т.д.).

Коммуникационные зоны и коридоры

Второй важный элемент городской планировочной структуры – Коммуникационные зоны и коридоры. Сейчас они плохо структурированы и недостаточно развиты по трассировке и протяжённости. Градостроительный анализ выявил серьёзный дефицит транспортных магистралей общегородского уровня и мостов через реку Трубеж. Плохо организованы зоны пешеходных транзитов между объектами туристического показа, сервиса, торговли и временного размещения туристов. Основные пешеходные маршруты совпадают с маршрутами движения автомобилей, при этом вдоль проезжих частей нет комфортных тротуаров и аллей для пешеходов. Нет в городе и самостоятельных пешеходных коридоров.

Проектные предложения по развитию Коммуникационных зон и коридоров.

Необходимо сформировать такую планировочную структуру, которая позволяла бы развести потоки машин, пешеходов, велосипедистов. Нужно сформировать внутри реконструируемых кварталов зоны транзита, сделав их внутренними фасадами застройки (карта 2).

Коммуникационные зоны и коридоры Переславль-Залесского

Карта 2: Коммуникационные зоны и коридоры

• Транспортный каркас следует развивать в части активного развития второй главной оси Р-74 – ул. Свободы и строительства новой внутригородской трассы – полукольца с мостом через реку Трубеж. Первая будет способствовать повышению качества транспортных связей города со столицами страны и областей, а также с системой железнодорожного сообщения Москва-Ярославль. Вторая улучшит связи между районами старого и нового города и формирующимися городскими центрами.

• Необходимо провести благоустройство общественных пространств, примыкающих к коммуникационным коридорам, на которых сгруппированы объекты общественной значимости.

• В качестве основных пешеходных зон следует предусмотреть организацию коммуникационных пространств вдоль улиц Плещеевской, Кузнецова, правой набережной реки Трубеж. За счёт организации их поперечного профиля с выделением пешеходных тротуаров и благоустройства палисадников, заборов, выходов с частных участков и приспособления части помещений вышивальной фабрики «Новый мир» под функции общественно-досугового центра можно организовать круговую пешеходную зону, связав Плещеево озеро с Общественно-деловым центром и Историческим городом. При этом целесообразно предусмотреть строительство пешеходных мостов через Трубеж для организации связок между районами на её правом и левом берегах.

Территории, занятые производственными предприятиями

Третьим планировочным элементом являются Территории, занятые производственными предприятиями. Учитывая, что экономическое благополучие Переславля-Залесского и его жителей определяет производственная сфера экономики, необходимо разработать комплексные решения для

• развития производственных территорий в части пересмотра градостроительных нормативов их использования предприятиями, расположенными в историческом центре города;

• развития системы инженерных сетей на территории сложившейся производственной зоны и выделения новых участков для развития современных производственных объектов.

Территории для нового строительства объектов производственного типа предусмотрены вдоль улиц Свободы и Железнодорожной.

Градостроительное зонирование территории с выделением уникальных территориальных предложений в рамках функционально-планировочных зон

На карте Уникальных территориальных предложений (УТП) показаны зоны, в которых расположены основные точки ростацентры общественной и деловой активности, градостроительные преобразования в которых сразу же скажутся на экономическом развитии города и повышении качества жизни горожан и туристов (карта 3).

Уникальные территориальные предложения Переславля-Залесского 

Карта 3. Уникальные территориальные предложения Переславля-Залесского

Важно отметить, что для каждой зоны с уникальными территориальными предложениями на фоне многофункциональной направленности развития выявляются свои главные и второстепенные функции.

Зоны с УТП ранжируются по очерёдности освоения и эффектам, оказываемым в ходе их развития на развитие города в целом.

В Переславле-Залеском выделено пять наиболее важных зон УТП. Они располагаются в:

• формирующихся в Общественно-деловым, Общественным и Сервисным городских центрах;

• в границах Исторического города;

• на производственных территориях заводов «ЛИТ» и «Залесский»;

• на осях вдоль реки Трубеж и берега Плещеева озера.

В ходе первой очереди градостроительного развития города Переславля-Залеского целесообразно разработать мастер-планы для реконструкции территорий Общественно-делового и Сервисного центров.

Тел: +7 (495) 789-6556 • Факс: +7 (495) 789-6556 • e-mail: info@ikrt.ru
© «Институт комплексного развития территорий», 2008–2017IKRT.RU Все права защищены ©