Местные нормы градостроительного проектирования города ИркутскаМестные нормы градостроительного проектирования города Иркутска

Специалисты ИКРТ и Института экологии города подготовили «Местные нормы градостроительного проектирования г. Иркутска». Какие задачи пришлось решать его разработчикам и почему будущее за местными градостроительными нормами, рассказали руководитель проекта, к. г. н. Дмитрий Сергеевич Савин и член редакционной комиссии, к. т. н. Илья Владимирович Дуничкин.

Смена курса без лоций

Актуальность документа «Местные нормы градостроительного проектирования г. Иркутска» обусловлена новым подходом к развитию городов и поселений. Согласно действующему Градостроительному кодексу, каждый населённый пункт обязан иметь местные нормативы градостроительного проектирования. В чём их принципиальное отличие от СНиП (Строительных норм и правил)? Раньше нормы размещения, проектирования и строительства зданий и сооружений различного назначения определялись множеством СНиП: существовали отдельные СНиП по детским садам, школам, больницам, котельным, дорогам и т. д. «Пообъектная» нормативная база была подробной, но часто противоречивой. Эти противоречия не давали возможности спроектировать единую комфортную городскую среду с учётом региональных, социальных и экономических особенностей городов.

Местные нормативы градостроительного проектирования, которые придут на смену СНиП, должны стать комплексным документом, отражающим градостроительную, природную и социально-экономическую специфику конкретных городов и областей. Они определят правила строительства объектов разных категорий и разного функционального назначения, а также правила реконструкции и реорганизации территорий.

Такой подход к нормированию в сфере градостроительства зафиксирован в Градостроительном кодексе. Но проблема переходного периода от старого к новому нормотворчеству состоит в том, что Градостроительный кодекс ставит задачу разработки местных норм, но не даёт рекомендаций, как это нужно делать. Подзаконных Градкодексу документов (методик и инструкций) не существует, а собственным опытом, «сыном ошибок трудных», проектировщики и заказчики в лице администраций городов и субъектов Федерации пока не обладают.

Единственный способ обеспечить субъекты Федерации качественной нормативной базой - наладить обмен опытом заказчиков и разработчиков подобной документации. Нужно делиться опытом разработки местных градостроительных норм, пытаясь найти в частном общее, в случайном - закономерное.

Исходя из этих соображений, мы решили рассказать о работе над «Местными нормами градостроительного проектирования г. Иркутска».

Запуск механизма

Местные нормы градостроительного проектирования города ИркутскаИркутск - город со сложившейся застройкой. Однако и здесь, как во многих других городах, постоянно возникают потребности в новом строительстве. Часто они реализуются за счёт точечной застройки, которая ведётся на изъятых из обращения озеленённых территориях, выполнявших рекреационную функцию. Такой подход вызывает протест местных жителей против ухудшения качества городской среды. Недовольство иркутян ускорило решение городской администрации заказать разработку местных норм градостроительного проектирования.

Когда власти Иркутска стали выяснять, какие документы регламентируют возможность ­изъятия участков, оказалось, что город таковыми не располагает. Принятый в 2007 году Генеральный план развития зонировал территорию Иркутска и задал технико-экономические показатели его инфраструктуры, однако не определил ни количественное соотношение конкретных объектов нового строительства, ни параметры среды и застройки. Возникла необходимость в создании нормативов градостроительного проектирования, которые позволят реализовать задачи, намеченные Генеральным планом.

Поскольку недовольство населения было вызвано ухудшением экологической составляющей городской среды, администрация Иркутска обратилась в ЗАО «Институт экологии города» за помощью в подготовке конкурсного задания на разработку местных градостроительных нормативов.

Мы определили, какими должны быть градостроительные нормы, чтобы их применение в строительной практике положительно повлияло на качество окружающей среды. Нам было интересно продолжить эту работу, мы подали заявку на участие в конкурсе и выиграли его.

Не вдаваясь в подробный анализ документа, рассмотрим его наиболее важные и интересные решения.

Курица или яйцо

В российской практике нередко случается, что генпланы существуют сами по себе, а градостроительные нормы - сами по себе, и никто не может понять, что первично, а что вторично.

Мы ознакомились с опытом коллег, которые занимались разработкой местных градостроительных нормативов. Какие-то из документов такого рода созданы с учётом генпланов развития городов, какие-то откровенно ориентированы на советский СНиП «Градостроительство». Их содержание зависит от того, был ли принят на момент утверждения местных нормативов генеральный план конкретного поселения или к его созданию ещё не приступали.

Пока неясно, должен генеральный план разрабатываться самостоятельно или с учётом нормативов. В каждом случае нужно определять, какой вариант является оптимальным для конкретной территории.

Наши специалисты решили, что необходимо привязать новые нормативы к Генеральному плану г. Иркутска, потому что только в этом случае возможно избежать административной неразберихи и сохранить статус генплана как реального документа, служащего территориальным документом к действиям. Именно поэтому в основе «Местных норм градостроительного проектирования г. Иркутска» лежит прогноз темпов развития города и заданное генпланом зонирование его территории.

Для Иркутска характерно не только сложное экономико-географическое положение, но и сложное положение в системе расселения Восточной Сибири, поэтому было бы стратегической ошибкой разрабатывать местные нормативы без учёта генерального плана города. В этом случае последовательность, когда вначале создается генплан, а на его основе - местные нормативы, учитывающие географические, экономические и исторические особенности региона, представляется единственно ­верной.

«Изюминки» проекта

Администрация г. Иркутска задала местным градостроительным нормам экологический вектор развития, поэтому специалистам нашего института пришлось особенно тщательно подходить к экологическому обоснованию всех разделов этого документа.

Для разработки раздела «Зоны охраняемых территорий» необходимо было внимательно изучить природные территории Иркутска. Дело в том, что они весьма разнообразны. Генплан города подразделяет их на рекреационные и средоформирующие. При этом федеральный закон не регламентирует параметры процентного соотношения зонирования внутри объектов таких категорий. Чтобы внести их в «Местные нормы градостроительного проектирования г. Иркутска», пришлось проанализировать направленность и интенсивность использования всех городских природных территорий. Благодаря этому нам удалось сформулировать требования к пространственной организации природных территорий разного функционального назначения.

Эти же данные легли в основу детальной разработки набора нормативных требований по инженерному и биотехническому обустройству природных территорий, а также требований по их благоустройству и рекреационному обслуживанию.

Не менее ответственного подхода потребовало нормирование территорий исторического ядра, потому что этот фактор определяет качество городской среды. Специфика Иркутска заключается в том, что его центральная часть представлена ценной деревянной застройкой XIX века, которая находится под контролем Комитета по охране объектов исторического наследия Иркутской области. Особенно сложной задачей была разработка методов её сохранения. Наши специалисты выделили несколько морфотипов исторически сложившейся городской застройки и определили границы, в которых при проектировании любых новых объектов должны соблюдаться документально установленные параметры среды.

Мы были обязаны провести эту кропотливую работу, потому что в эпоху глобализации унифицированный подход к развитию городов грозит утратой их исторического своеобразия. В центре Иркутска настолько сложные поперечные профили улиц, что в некоторых кварталах почти невозможно провести «красные линии». Расширение проездов и выравнивание линий фасадов зданий неизбежно приведет к потере исторического облика города.

Наша задача осложнялась тем, что при сохранении архитектурных ценностей и планировочной структуры Иркутска следовало обеспечить доступность поликлиник, школ, детских садов и других объектов социально-культурного обслуживания.

Особенность иркутских нормативов состоит в том, что мы разделили зоны усадебной застройки и садово-дачных хозяйств, прописав для них различные нормативные требования к организации территории и перечню размещённых на ней объектов.

Это очень важно, потому что к зонам личных подсобных хозяйств и зонам усадебной застройки предъявляются разные требования по обеспечению их пожарными депо и объектами социально-бытового обслуживания. Если зона садово-дачных хозяйств имеет жилую функцию, современные нормативы требуют, чтобы школы и поликлиники находились в пределах 15-минутной доступности. Но исполнение этого условия сломало бы планировочную структуру Иркутска и увеличило бы расходы бюджета на строительство и обслуживание дополнительных объектов социальной сферы.

Благодаря разграничению зон разных типов нам удалось найти оптимальное решение этой сложной проблемы. Для высвобождения территорий под объекты социальной сферы и транспортной инфраструктуры мы ограничили в жилой зоне садово-дачных хозяйств размеры подсобных помещений, определили расстояния между ними и санитарно-гигиенические условия, которым они должны соответствовать. (Это положение касается помещений для содержания домашних животных.) Нам удалось в одном документе совместить требования и к городскому, и к сельскому типу поселений.

В разработанном нами документе появилась глава, которая не входила ни в один из отечественных градостроительных нормативов. Она называется «Обеспечение доступности жилых объектов и объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения». Установленные в ней нормативы к организации транзитных и общественных зон города позволят сделать пространство Иркутска удобным для людей с ограниченными физическими возможностями. Наш документ адаптирует городскую инфраструктуру к их потребностям.

Ещё одно важное новшество «Местных градостроительных норм г. Иркутска» появилось в разделе «Инженерное обеспечение». Всем известно о необходимости экономии природных и топливных ресурсов, но дальше разговоров дело не идёт, поскольку действующие нормативы не предусматривают ни технической, ни экономической возможности их рационального использования. В России до сих пор считается выгодным сжигать на ТЭЦ огромное количество газа, терять при подаче до 50 % тепла и восполнять эти потери за счёт высоких тарифов для потребителей.

Раздел «Инженерное обеспечение», разработанный в сотрудничестве с «СантехНИИпроектом», которым руководит А.Я. Шарипов, содержит и традиционные нормативы по удельным показателям расхода воды и энергопотребления, и нормативы расходов для применения ресурсосберегающих технологий. Мы оставили проектировщикам возможность выбора, потому что на исторических территориях Иркутска иногда невозможно использовать новые технологии. Однако это не означает, что сложности такого рода нужно ставить во главу угла при нормировании на долгосрочную перспективу остальных территорий города. После утверждения нормативов администрация г. Иркутска должна разработать механизмы экономического стимулирования перехода на ресурсосберегающие технологии.

Этот пример демонстрирует общий принцип подхода к созданию местных нормативов. Мы не закладывали в них приказ «затянуть пояса и с понедельника строить по-новому». Мы предлагаем постепенный переход от старых методик к инновационным технологиям, позволяющим интенсифицировать градостроительный процесс.

При разработке иркутских нормативов проекти­рования основное внимание было уделено современным тенденциям в развитии территорий и изменению их социально-экономического состояния. Например, при создании раздела «Улично-дорожная сеть и организация общественного транспорта» пришлось решать задачи не только в границах Иркутска, но и в рамках прогнозируемой агломерации Иркутск - Ангарск - Шелехов. Мы включили в схему транспортного обслуживания маршруты пригородных автобусов-экспрессов, которые пересекаются с городской сетью маршрутов наземного транспорта, а также предусмотрели возможности для формирования пересадочных узлов. В градостроительных нормативах такие новшества прописаны впервые.

Мы считаем, что требования к благоустройству территорий г. Иркутска должны устанавливаться с учётом их градостроительной специфики и функционального назначения. Нами созданы нормативы благоустройства жилых и общественных пространств с учётом затрат на эти виды работ и функционального назначения различных объектов. Такой подход позволяет, с одной стороны, экономить бюджетные средства на строительство и эксплуатацию объектов комплексного благоустройства, с другой - увеличивать эффективность вложений за счёт повышения привлекательности для бизнеса культурно-досуговой сферы благоустроенных территорий.

Мы, нижеподписавшиеся...

Гарантийный срок документа, который мы подготовили, составляет 25 лет. Но развитие городской территории может ускоряться или замедляться, в зависимости от обстоятельств могут возникать новые задачи. По условиям контракта в течение 25 лет мы обязаны вносить в «Местные нормы...» коррективы, продиктованные изменениями экономической ситуации, социальных ориентиров, расчётных сроков, а также внедрением инновационных технологий.

Администрация Иркутской области, выступившая в роли заказчика, приняла «Местные нормативы градостроительного проектирования г. Иркутска». В настоящее время идет согласование отдельных позиций этого документа. Его утверждение планируется на март 2009 года.


Илья Владимирович Дуничкин: «Мы разработали не усреднённый, а конкретный документ, определяющий развитие именно этого города. Генплан Иркутска указывает задачи, а нормативы определяют, каким образом их следует выполнять».

Дмитрий Сергеевич Савин: «Мы стремились, чтобы в результате принятия местных норм проектирования повысилось качество городской среды г. Иркутска. Качественной мы считаем экологичную среду, в которой гармонично сочетаются историческая и современная застройки».

Тел: +7 (495) 789-6556 • Факс: +7 (495) 789-6556 • e-mail: info@ikrt.ru
© «Институт комплексного развития территорий», 2008–2017IKRT.RU Все права защищены ©