logo

институт комплексного
развития территорий

10

ru ru en gb

+7 495 789 65 56, e-mail: info@ikrt.ru
г.Москва ул. Б.Сухаревский пер. д.19 стр.1

 

Мастер-план Химки

 

1 марта 2013 года Администрация городского округа Химки опубликовала Генеральный план его развития до 2035 года, разработанный московским НИиПИ Экологии города совместно с Институтом комплексного развития территорий (ИКРТ). Урбанисты институтов разработали стратегический мастер-план развития городского округа параллельно с Генеральным планом и правилами землепользования и застройки города Химки.


Необходимость создания мастер-плана Химок назрела давно. Она продиктована тем, что в 2005 году в состав этого города вошли муниципальные образования упразднённого Химкинского района, и начала формироваться крайне некомпактная и неоднородная в планировочном, функциональном и социальном отношении городская среда.

Помимо этого, бурные темпы урбанизации Москвы и сверхконцетрация в столице человеческого и финансового капиталов привела к строительному буму в городах ближайшего Подмосковья. Активные миграционные и агломерационные процессы способствовали серьёзному приросту численности их населения. Над Химками нависла угроза превращения в спальный район Москвы с хаотичной жилой застройкой, перегруженными транспортной и социальной инфраструктурами, серьезными экологическими проблемами. К началу 2010-х годов они настолько обострили градостроительную и социальную ситуации, что стало ясно – без выработки стратегии приоритетного развития городских пространств не обойтись.

Проектные предложения мастер-плана Химок основаны на результатах ситуационного, экономического, градостроительного, социологического анализов городской территории, выявивших её стратегический потенциал в системе Московской агломерации и наметивший векторы перспективного развития.

В основу определения вектора инновационного развития городского округа Химки легли данные экономического и ситуационного анализа его положения в системе международного (вблизи международного аэропорта «Шереметьево»), субрегионального (на автомобильной и железнодорожной осях Москва – Санкт-Петербург), регионального (часть Московской агломерации) и локального уровней пространственного развития. Для территории, прилегающей к аэропорту «Шереметьево», главным направлением стала научно-исследовательская деятельность, выделенная на базе сложившейся в этом секторе Подмосковья структуры производственных и научных центров в Химках, Зеленограде, Долгопрудном, Красногорске и Лобне.

В Долгопрудном и Зеленограде началось развитие инновационных территориальных кластеров, в Красногорске преимущественное развитие получили административные и деловые функции, в Лобне – промышленные и логистические.  Таким образом, перспективный потенциал развития Химок лежит в сферах деловой активности, которые могут успешно дополнять сложившуюся пространственно-экономическую структуру территории Московской агломерации. К ним относятся логистика, инновационно-технологические разработки, функции делового центра, центров медицинского обслуживания, торговли и развлечений. Эту задачу решат создание на территории города двух очагов развития – кластеров  «Химки-полис» и «Аэросити», а также налаживание эффективных связей с особой экономической зоной технико-внедренческого типа «Зеленоград»  в городе Зеленограде и кластером «ФИЗТЕХ-XXI» в городе Долгопрудном – генератором инновационной экономики и высокотехнологичных рабочих мест.

Кластер «Химки-Полис» появится вблизи нынешнего центра притяжения ТРК «Мега-Химки». В него войдут современные бизнес-центры, предприятия сфер торговли, логистики, сервис-, медиа-, арт-индустрий. Кластер «Аэросити» будет расположен вблизи аэропорта «Шереметьево». Его резидентами станут современные высокотехнологичные и экологичные предприятия в сферах транспорта, торговли, логистики, переработки агропродукции, коммунального хозяйства.

Направленное экономическое развитие подразумевает наличие кластерной политики – осознанной деятельности по привлечению инвестиций и операторов в определенные сферы бизнеса, обеспечивающей запланированное городское развитие и повышение уровня жизни местного населения. Осуществление этих планов решит проблему дефицита рабочих мест квалифицированного труда, так как стоимость размещения бизнеса в Химках значительно ниже, чем в Москве. Это очень важно, потому что сейчас большая часть квалифицированной рабочей силы, нацеленная на получение высоких доходов, не находит в городе мест приложения труда и вынуждена работать в столице.

В ходе градостроительного анализа городской территории, учитывавшего характер её пограничного взаимодействия с Москвой, выделены планировочные районы со специфическими, уникальными векторами развития в структуре первого пояса Московской агломерации. Насыщение их местами приложения труда, объектами соцкультбыта и рекреации, улучшение транспортного обслуживания создаст предпосылки для формирования разнообразной, но единой и гармоничной городской среды.

Транспортные проблемы планируется решать за счёт расширения Ленинградского шоссе, строительства скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург, четвёртой полосы Октябрьской железной дороги, линий скоростного трамвая и метро, третьей взлётно-посадочной полосы международного аэропорта «Шереметьево» и мультимодального транспортно-пересадочного узла (МТПУ) «Химки-2», расположенного в кластере «Химки-Полис».

Появление на территории МТПУ остановки скоростного поезда «Сапсан» и прокладка новой железнодорожной ветки до международного аэропорта «Шереметьево» повысит уровень деловой активности на соседних территориях. В настоящее время на них расположены технические зоны инженерных сетей, а также коммунальные и складские объекты различного назначения с низким уровнем эффективности использования территории. После строительства МТПУ наиболее прибыльной станет деятельность бизнес-центров, гостиничного сервиса, предприятий сфер торговли и развлечений, экспериментальных инновационных производств, связанных с кластером «ФИЗТЕХ-XXI» и ОЭЗ «Зеленоград». Близость «Химки-2» к международному аэропорту, Москве, Красногорску, Зеленограду, Лобне и удобное транспортное сообщение с ними создаст предпосылки для формирования на базе МТПУ кластера «Химки-Полис» – регионального узла деловой активности в постиндустриальных секторах экономики.

При разработке предложений мастер-плана принимались в расчёт не только данные официальной статистики, но и результаты социологического интервьюирования горожан, проведенного в конце 2012 – начале 2013 годов в разных районах ГО Химки.

Такой подход необходим потому, что ближайшие к столице города в течение последних 20 лет превратившись в буферы для приезжих, нацеленных на поиск работы в Москве, и места расселения москвичей, по разным причинам выезжающих из столицы и оседающих вблизи её границ. Как правило, такое население оказывается незарегистрированным, а его потребности – неучтённым при сборе официальных статистических данных. Это одна из важных причин возникновения транспортных проблем, дефицита мест приложения труда и объектов социальной инфраструктуры.

Любой документ стратегического развития городов первого пояса Московской агломерации, разработанный только на основании данных официальной статистики, не соответствует реальной социально-экономической ситуации, а значит, не может предложить эффективные методы решения реальных проблем, то есть не нацелен на создание комфортной для жизни и работы городской среды. При планировании развития таких динамичных систем, как Московская агломерация, нужно уходить от прежних норм насыщения городской среды объектами городской инфраструктуры, основанных на социальном равенстве количественных показателей, и учитывать данные их действительной востребованности.

Мастер-план наметил существенные изменения городской среды, касающиеся принципов её формирования и территориальных политик развития на разных этапах. В ответ на стратегические задачи развития Химок как второго по значимости центра Московской агломерации, ориентированного на отрасли постиндустриальной экономики, с учётом стратегических преимуществ транспортной инфраструктуры предложено новое функциональное зонирование территории. Оно основано на стратегических и тактических принципах формирования городской среды.

Стратегические принципы мастер-плана Химок:

  • Город — живой, развивающийся по своим законам организм, производящий уникальные территориальные потенциалы и предложения, учёт которых необходим для выработки эффективной стратегии развития его территории;
  • Плюс — это перечеркнутый минус (использование недостатков градостроительных структур в качестве уникальных возможностей для развития) — обязательный методологический ракурс для эффективного решения проблем развития территории;
  • Расстановка стратегических и тактических целевых приоритетов развития на территориях различного функционального назначения с учётом социальных интересов местных жителей при развитии жилых территорий и жителей агломерации при развитии промышленных и общественных территорий;
  • Городской округ — система территорий с многоуровневыми и многотипными по функциям (жилая, рекреационная, спортивная, общественная, административная и прочая застройка) центрами активности;
  • Использование связующей роли системообразующих отраслей хозяйственной деятельности на территории городского округа и территориях прилегающих к нему муниципальных образований как базиса для его социально-экономического развития.

Тактические принципы мастер-плана Химок:

1. СТРУКТУРИРОВАНИЕ

  • Градообразующими элементами первого уровня должны стать транспортные системы, формирующие городские системы мест приложения труда, торговли, сервисного обслуживания  — автомагистрали, железнодорожные пути, линии скоростного внеуличного транспорта. Градообразующими элементами второго уровня должны стать бизнес-центры, элементами третьего уровня – многофункциональные объекты;
  • Формирование центров деловой и коммуникационной активности, наполняемых предприятиями постиндустриального сектора экономики и многофункциональных общественных пространств;
  • Система центров в каждом районе и городе в целом должна выстраиваться с учётом специфики территорий и удобства транспортных связей;
  • Новое строительство и реконструкция зданий в районах со сложившейся индивидуальной застройкой должны быть максимально эффективны для городской среды как для системы. При этом на участках реконструкции застройки должны создаваться привлекательные ландшафтные решения, повышающие уровень озеленения территории, реконструирующие транспортные и пешеходные коммуникационные коридоры, а также инженерные системы жизнеобеспечения;
  • В районах сложившейся застройки организацию пространства следует вести за счет создания на озеленённых территориях удобных коммуникационных коридоров и эффективного вовлечения первых этажей в общественное использование.

2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Город не должен превращаться в «спальный» район Москвы, но должен интегрироваться с ней через систему разделения труда и принятия на себя функций, соответствующих его природным и инженерным системам, а также человеческому капиталу, обеспечивая свое сбалансированное развитие в структуре Московской агломерации;
  • Комплексность освоения территории за счет перехода к формированию зон смешанного использования на территориях, на которых предусмотрено развитие инфраструктурных объектов;
  • Строительство объектов центрообразующих систем, повышающих качество облика города и улучшающих его  среду. Поддержка проектов строительства городских объектов и использования методик управления городским хозяйством, разработанных с учётом принципов Smart-технологий;
  • Формирование города как системы связанных, но сохраняющих индивидуальность районов, вписанных в ландшафтный, транспортный и инженерный каркасы, обеспеченных рабочими местами, рассчитанными на разные квалификационные уровни, и объектами социальной инфраструктуры;
  • Повышение эстетической привлекательности и своеобразия городской среды за счёт сохранения планировочных структур в районах комфортного проживания, рассмотрения транзитных магистралей в качестве парадных фасадов города.

3. СВЯЗЫВАНИЕ

  • Активизация внутригородских коммуникаций за счёт использования внеуличного скоростного транспорта на выгодных для горожан условиях. Повышение транспортной и пешеходной проницаемости города в направлении от жилых районов к транспортным узлам и общественным пространствам, формирующимся при станциях скоростного транспорта. Создание условий для передвижения на велосипедах. Развитие водного сообщения;
  • Формирование за счёт структуризации и благоустройства городских территорий комфортных пешеходных коридоров вне уличной сети;
  • Формирование мультимодального транспортно-пересадочного узла федерального значения «Химки-2», объединяющего автомобильный, воздушный и железнодорожный потоки пассажиров по принципу бесшовной логистики;
  • Формирование пешеходных и рекреационных зон, обеспечивающих максимальную связность жилых районов, зон сервисной (торговля, медицинское обслуживание, образовательные центры, места отдыха) и деловой активности. Сеть парков и общественных пространств должна не разделять, а связывать город;
  • Эффективное использование границ и соседства с Москвой, Долгопрудным, Солнечногорским районом для получения кооперационного эффекта развития, стирания границ в экологическом и транспортном каркасах. Совместное планирование развития системы внеуличного транспорта — скоростного трамвая, железнодорожного сообщения; хордовых автомагистралей, связывающих города первого пояса агломерации — Химки, Долгопрудный, Лобню, Зеленоград.

Если местные власти, бизес-сообщество и население одобрят стратегический мастер-план, у Химок появится реальный шанс стать вторым городом по социально-экономическим показателям городом Московской агломерации с качественной средой, привлекательной и для жизни, и для работы.